Найти тему

Как аналитика помогает поддерживать порядок в хаосе (кейс HR)

Оглавление
Дисклеймер: всё, что написано в данной статье не является рекламой, это реальный кейс реального внедрения

В мире промышленного строительства каждый день словно битва: бульдозеры ревут, молотки стучат, а работники крутятся как белки в колесе. В таком хаосе найти баланс и управлять персоналом — задача не для слабонервных. Рад, что я могу поделиться с вами нашим секретным оружием — системой бизнес-аналитики на платформе Яндекс DataLens, которая помогла нам найти зерна порядка в этом хаосе и даже найти немного время для юмора.

Проблема

-2

Представьте себе: вы директор по персоналу крупной строительной компании, где толпы вахтовиков мечутся между объектами, как стая бесконтрольных воробьев. Раньше, чтобы узнать, сколько человек собирается на вахту или покидает её, а тем более сколько их там реально требуется нужно было обзванивать каждого руководителя и практически под пытками выбивать информацию. Кроме того, деньги, которые могли бы пойти на более нужные вещи, тратились на найм новых работников, вместо того чтобы рационально распределять уже имеющихся.

Решение

-3

Для нас решение было очевидно: отсутствие своевременной информации в удобном виде лечиться созданием удобных дашбордов, которые позволят бросив мимолетный уставший взгляд быстро увидеть возможный вариант решения. И да - по научному этот инструмент называется система бизнес-аналитики (Business intelligence)

Выбор платформы

-4

Мы изучили мноооооожество платформ бизнес-аналитики в поисках удобного, недорогого (а в идеале бесплатного 😉) инструмента. Но, как оказалось, ответ был у нас под носом. Яндекс DataLens — наш спаситель, герой этой истории. Почему именно он?

  1. Родной : DataLens — это Российский продукт! Можно не опасаться, что в результате очередного витка санкций ваш дашборд неожиданно превратиться в тыкву.
  2. Интуитивная понятность: Даже строитель с мозолистыми руками смог бы освоить этот инструмент. Просто как молоток: взял и пользуйся. Так же хочется отметить большой объем информационных материалов и скорость реакции поддержки.
  3. Цена, как скидка на рубашку: Да, да, вы не ослышались. DataLens предлагает множество бесплатных возможностей. В принципе, при определенных допущениях со стороны вас как заказчика - инструмент является абсолютно бесплатным.
  4. Поддержка и развитие: Яндекс заботится о своем детище, постоянно его улучшая и развивая. Одно из последних обновлений - долгожданный режим фильтрации данных непосредственно на дашборде, когда клик по определенному показателю перестраивает все имеющиеся на дашборде чарты 🔥.

Внедрение

-5

Когда мы определились с продуктом дело пошло быстрее. Мы создали дашборды, которые сами по себе выглядели как мозаика из Lego: разноцветные, структурированные и красивые. Но перед тем как это всё появилось в читабельном виде, мы прошли муки выбора: а что же именно надо выводить на дашборды? От себя могу посоветовать вам ответить на несколько важных вопросов, которые помогут более системно подойти к новому для вас снаряду:

  1. Определите цель: Наши цели были ясны: управление персоналом на производстве без боли и постоянного стресса.
  2. Определитесь с заказчиком: Кто этот замечательный человек, который скажет вам что и когда он хочет видеть на дашборде!? Ну в первую очередь заказчики это конечно же мы любимые, но всё же руководство компании решает быть тому или иному продукту или нет.
  3. Найдите данные: Оооо!!! Это один из важнейших аспектов: какие данные есть, каково их качество, где они хранятся и как их оттуда доставать? Помните: ERP, CRM, HRM — всякие аббревиатуры, которые означают "наше все". И конечно не без "колхоза" в виде Excel-таблиц в сетевых папках, Гугла и всяких других неожиданных источников (в нашей практике данные собираются даже из сообщений в чатах Телеграм 🙈). Тут же надо упомянуть, что скорее всего возникнут люди, чьей целью жизни с момента появления BI в компании становится постоянный обзвонил исполнителей с целью принудить их внести те или иные данные.
  4. Договоритесь со всеми: Не забудьте, что даже если вы всё решите сделать своими руками (а я так и сделал), вам надо решить вопросы с ИТ-службой (они помогают собирать данные, открывают и закрывают доступы к ним, могут помочь каким то жизненным советом), договориться со службой безопасности (всё таки это облако, при параноидальных настроениях безопасными могут сильно усложнить жизнь), убедить владельцев данных, что всё надо вносить качественно и вовремя.
  5. Создайте свои первые чарты и дашборды, взгляните на них, переделайте, потом еще раз и еще и еще...: Вы вряд ли найдете сразу тот макет, который будет удобен и информативен для заказчика. Но уже первые данные отраженные на дашборде, покажут вам как и где вы хотите видеть тот или иной показатель. Не забудьте раскрасить дашборд в корпоративные цвета, это покажет вашу лояльность ☝️.
  6. Анализ и оптимизация: и снова, и снова, и снова.... Мне кажется что нет предела совершенствованию, остановиться просто невозможно.

Первые показатели

-6

Так как первый заказчик дашборда это я сам - в первую очередь после долгой борьбы с совестью мной было принято решение реализовывать визуализацию нужных именно мне показателей

  1. Анализ перемещений: показывает, кто куда и зачем. Теперь мы знаем, кто едет на север, кто на юг и когда кто где будет. Здесь сразу возникла идея дополнить эту информацию данными о стоимости билетов и статусе покупки билетов для вахтовиков (слава богу что эти данные уже велись у нас в системе тикетов)
  2. Оптимизация подбора: позволяет планировать перераспределение сотрудников, как будто мы переставляем фигурки в игре "Монополия". И только тогда, когда фигурки в нужной части доски кончаются - мы тратим силы на поиск работников на стороне.
  3. План-факторный анализ: помогает нам видеть, где наши планы уходят в реальность, как будто бы мы путешествуем по миру и сравниваем его с картинками в путеводителе. Мы сопоставляем фактические показатели (ФОТ и численность) с плановыми, накладываем на эти данные фактические объемы работ и..... Вопросики.... Вопросики которые мы задаем производственникам.
  4. Загрузка персонала: контролируем загрузку и выработку сотрудников. Постоянно задаем вопросы: что помешало бригаде Иванова выработаться на 100%? Погода? А почему Вагабов со своей бригадой тогда же перевыполнил норму?

Результаты

-7
  1. Экономия средств: Благодаря оптимизации распределения работников между объектами, мы снизили численность работников (и соответственно ФОТ, затраты на доставку и подбор) более чем на 15%.
  2. Повышение эффективности: Руководители наконец то поняли сколько каких работников у них есть, они начали точнее планировать загрузку производственных бригад, выработка бригад в среднем увеличилась процентов на 10.
  3. Прозрачность и контроль: Дашборды в DataLens обеспечили прозрачность процессов и контроль за численностью и за использованием фонда оплаты труда. Руководство спокойно, оно видит, что деньги не тратятся зря (а это, скажу я вам дорогого стоит)

Заключение

Внедрение системы бизнес-аналитики на платформе Яндекс DataLens кардинально изменило наш подход к управлению персоналом. Мы смогли упорядочить хаос, решить множество проблем, освободить время для дальнейшей автоматизации нашей функции.

Если вы хотите быть в курсе самых эффективных и доступных решений для автоматизации HR, подписывайтесь на наш канал. Здесь вы найдете множество полезных статей, кейсов и инсайтов по автоматизации и улучшению бизнес-процессов в вашей компании.