На протяжении ряда лет в США шла дискуссия о необходимости запретить TikTok из-за опасности для национальной безопасности. Правительство обвиняло сервис в передаче информации американцев своему китайскому владельцу компании Bytedance и китайским властям. В апреле 2024 года был принят закон о блокировке сервиса в случае, если он не будет продан американской компании.
Компания продолжала утверждать, что обвинения необоснованны. Она наняла в управление tiktok граждан из разных государств, открыла филиалы в Лос-Анджелесе и Сингапуре (где проживает глава сервиса Шоу Цзы Чу) и перенесла данные пользователей в США на серверы американской фирмы Oracle - все это для того, чтобы избавиться от подозрений.
Однако более десяти сотрудников tiktok в США, как нынешних, так и бывших, рассказали изданию Rest of World, что связи между международным видеосервисом и китайским владельцем намного теснее, чем заявляют обе компании.
Большой офис tiktok в США находится в Сан-Хосе, штат Калифорния. Там трудится более 4000 сотрудников (в общей сложности от 7000 до 11 тысяч). По словам анонимного инженера-разработчика, который присоединился к коллективу в 2023 году, практически весь его отдел, включающий 100 человек, состоял из китайцев.
В офисе вели общение на китайском и пользовались приложением Lark от Bytedance. Новички и переписка тоже часто велись на китайском.
Департамент монетизации, в котором работает упомянутый собеседник и еще 3000 сотрудников, подчиняется главному коммерческому директору Bytedance, а не Шоу Цзы Чу. Различные стратегии и бюджеты также согласовываются с китайской стороной, сообщает источник.
Больше сотрудников Bytedance заняты в ключевых отделах сервиса. В tiktok заявили, что многие утверждения сотрудников не соответствуют действительности. Bytedance содействовала с подбором персонала для tiktok, но стратегии и бюджеты определял и по-прежнему определяет Шоу Цзы Чу - глава tiktok.
Проекты и капитальные расходы согласовываются с компанией в Китае из-за ответственности перед международными инвесторами.
Сотрудники, общающиеся с американскими пользователями, партнерами и регуляторами, включающие американцев или резидентов США, работают без участия китайцев. Но вопросы у американских властей вызывают люди, занимающиеся технологиями и обработкой данных, так как монетизация, алгоритмы поиска и рекомендаций являются «секретным ингредиентом» успеха tiktok, который пользуется популярностью в США.
Компаниям выгодно держать информацию при себе, набирать кадры с китайской стороны и опираться на опыт Douyin, который превосходит tiktok по выручке.
Сотрудники уже беспокоятся о возможной длительной легальной борьбе и начинают искать новые возможности для трудоустройства.