Найти тему
Смотри, Выборг

Старый Выборг. Железнодорожный вокзал

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Вокзал, на который сейчас приезжают туристы Выборга – это последняя версия здания 50-х годов 20 века. Стиль – сталинский ампир.

Вокзал современный. Фотография из открытых источников.
Вокзал современный. Фотография из открытых источников.

Вокзал, о котором пойдет рассказ, предыдущая версия, год постройки – 1913. Монументальное гранитное здание когда-то было достопримечательностью Выборга, близнецом вокзала в Хельсинки и прообразом вокзала в Цинциннати.

Вокзал 1913 года постройки. Фотография из открытых источников.
Вокзал 1913 года постройки. Фотография из открытых источников.

В начале 20 века стало очевидно, что объемы пассажирских и грузовых потоков возрастают и старые железнодорожные станции становятся малы.

В 1904 году были объявлены два конкурса на перепроектирование крупнейших станций Финляндии — Хельсинки и Выборга. Архитектор Элиэль Сааринен получил первую премию в обоих, поэтому строительство новых станций стало планироваться по его чертежам.

Фотография с сайта ristikivi.spb.ru
Фотография с сайта ristikivi.spb.ru

На Выборгском конкурсе работы Сааринен фактически получили и первое, и второе места. Жюри особенно похвалило Сааринен за мирную монументальность замыслов. (прекрасная формулировка – но не до конца понятно о чем).

В «мирной монументальности» Выборга особенно заметно влияние немецкой вокзальной архитектуры. Полуарочное стеклянное окно у входа на станцию ​​распространено в европейских вокзальных зданиях.

Фотографии из открытых источников
Фотографии из открытых источников

Здания на станции Выборга находились по две стороны путей, и первоначальная идея Сааринена заключалась в том, чтобы построить стеклянный навес над путями, между зданиями. Однако этот план был отклонен как слишком дорогое решение. Здание со стороны привокзальной площади имело большой центральный зал, по обеим сторонам которого располагались кассы. Из здания был доступ к камере хранения багажа, которая располагалась этажом ниже. В здании между путями разместились залы ожидания пассажиров и ресторан.

Зал ожидания. Фотографии из открытых источников
Зал ожидания. Фотографии из открытых источников

Выборгский вокзал, ставший для своего времени самым значительным сооружением в городе, полностью отвечал всем современным технологиям: в частности, здание было оборудовано системой кондиционирования воздуха. Один только первый этаж административного корпуса имел 185 различных по профилю помещений. Для доставки багажа из тоннеля на перрон использовался электрический подъёмник.

-7

Сходство между станциями Выборга и Хельсинки очевидно. Язык дизайна практически тот же: большое полуарочное стеклянное окно с часами над главными дверями и со статуями с двух сторон.

Вокзал Хельсинки. Открытка.
Вокзал Хельсинки. Открытка.
Вокзал Выборга. Фотография из открытых источников.
Вокзал Выборга. Фотография из открытых источников.

Медведи и женские статуи Евы Гильден стоят на страже на станции Выборга, и исполины со светильниками Эмиля Викстрёма в Хельсинки. На вокзале Хельсинки также должны были быть статуи медведей, но они и первоначальный план вокзала были сочтены слишком национально-романтичными по стилю. Так что медведям разрешили остаться только в Выборге. Два из них сохранились и теперь являются городскими памятниками. Сходство сохраняется лишь в стилистическом аспекте.. Вокзал Хельсинки строился как конечная станция, а Выборг – как транзитная.

Коллаж "Смотри, Выборг"
Коллаж "Смотри, Выборг"

В конце августа 1941 года, в начале Великой Отечественной войны, здание выборгского железнодорожного вокзала было взорвано

От Выборга расходится пять железнодорожных веток в разные стороны света. По пассажирскому сообщению Выборг был вторым по интенсивности движения городом в Финляндии, а по объёму грузоперевозок Выборгское депо являлось самым большим в стране.

Причем тут вокзал в Цинциннати?

Коллаж "Смотри, Выборг"
Коллаж "Смотри, Выборг"

К 150-летию Элиэля Сааринена в статье Андрея Бархина была высказана мысль о том, что архитектор отказался от сельского и камерного в пользу «столичного и монументального».

Автор статьи считает, что шедевром раннего ар-деко среди работ Сааринена стал железнодорожный вокзал в Хельсинки, осуществленный в период 1910–1914. Так, вокзал Цинциннати, монументальный шедевр американского ар-деко, рассматривается в качестве «могучего ответа» вокзалам в Выборге и Хельсинки

Тема вокзалов-близнецов оказалась увлекательной и будет продолжена в следующих статьях.

Какие вокзалы –близнецы знаете вы?