В августе 1985 года Алла Пугачёва впервые гастролировала во Владивостоке, где было показано 12 концертов программы "Пришла и говорю" из всех 75 -ти за год "жизни"(такой, к сожалению, короткой) этой фееричной концертной программы. Концерты проходили в драматическом театре им.Горького и в областном цирке.
Как любили выражаться советские газеты, гастроли Пугачевой оставили заметный след в жизни города. Вот по этому следу "Комсомолка" и решила пройтись.( КП о гастролях АБ во Владивостоке в 1985 г, Публикация от 24 марта 2005 г) А компанию составили люди, которые в 1985 году общались с мегазвездой отечественной эстрады.
Майя Александровна Афиногенова тогда была заместителем председателя крайисполкома (курировала культуру) и отвечала за прием певицы. Юрий Кириллович Луганский работал фотокорреспондентом газеты "Труд" и брал у Пугачевой интервью. Татьяна Васильевна Борисюк работала старшим билетером Владивостокского цирка, где проходили концерты.
Эхо ленинградского скандала
В 1985 году Владивосток праздновал свое 125-летие. По этому поводу в июле в город высадился мощный десант мастеров советской культуры. Юбилейные концерты проходили на стадионе "Динамо".
Пугачеву ждали в августе. Однако поездка чуть не сорвалась. Незадолго до этого случился знаменитый скандал в Ленинграде, в гостинице "Прибалтийская".
Опасаясь за судьбу владивостокских гастролей Пугачевой, краевые власти решили подстраховаться. Встречать звезду и ее многочисленную группу отправились секретарь крайкома партии по пропаганде Валерий Наконечный, заместитель председателя крайисполкома Майя Афиногенова и директор филармонии Марк Рапоппорт. Пугачева была приятно удивлена: персональный автотранспорт, торжественный ужин в ее честь в пансионате крайисполкома (ст. Санаторная) - ничего подобного она не ожидала.
Приятно была удивлена и принимающая сторона. Ждали капризную скандалистку, а приехала милая интеллигентная женщина, интересная собеседница и большой знаток поэзии Серебряного века. Скромно, без претензий вела себя и ее дочь-подросток Кристина Орбакайте. Практически никто не обратил внимания на молодого подтанцовщика Бориса Моисеева.
Три желания Пугачевой
Никаких райдеров (списки требований к организаторам гастролей) 20 лет назад не было. Да и звезды тогдашние вели себя скромно. "У меня всего лишь три желанья, нету рыбки золотой", - пела Алла Борисовна в 80-е. Однако во Владивостоке "рыбка" нашлась, и три желания певицы были исполнены.
- Хотелось бы, чтобы бассейн был, - скромно сказала она Майе Афиногеновой в телефонном разговоре незадолго до своего приезда.
Артистов Пугачевой поселили в гостинице "Владивосток", а ее с дочерью Кристиной, мужем Евгением Болдиным и помощницей Маргаритой - в пансионате крайисполкома. Неподалеку от военного санатория, где был бассейн с чистой морской водой. Пугачева каждый день купалась в бассейне, а вот Кристина предпочитала водную станцию ТОФ.
Пугачеву и Болдина поселили в трехкомнатном люксе, где весной 1985 года останавливался генсек Горбачев с супругой. В 1998 году во время своего второго визита во Владивосток Алла Борисовна вновь заняла эти апартаменты. Сейчас это президентский люкс пансионата "Жемчужина". В 2003 году там принимали президента Путина.
Во время первого ужина в пансионате Афиногенова спросила у певицы, какие еще будут пожелания.
- Да ничего особенного не нужно, - замялась Пугачева. - Ну разве что томик Велимира Хлебникова в подарок. Я очень люблю этого поэта, а вот книжку его нигде не могу раздобыть.
Довоенный томик Хлебникова отыскался в краевой библиотеке им. Горького. За неделю, что Пугачева гастролировала во Владивостоке, была отпечатана и переплетена ротапринтная копия сборника. Певица была в восторге.
Еще Пугачева попросила, чтобы перед началом первого концерта в драмтеатре им. Горького каждому зрителю вручили по одной розе. В этот раз моноспектакль "Пришла и говорю" начался со шлягера Раймонда Паулса "Миллион алых роз". Разумеется, в конце концерта зрители завалили певицу цветами.
Народ во Владивостоке встретил Пугачеву по-голливудски. В день первого концерта поклонники певицы заполнили все пространство от улицы Лазо до улицы Суханова. Машина со звездой завязла в толпе. Милиция кое-как проторила живой коридор, по которому АБ, как по звездной дорожке, поднялась к театру им. Горького. Поклонники просили у нее автографы. Один мужчина кинул ей паспорт:
- Алла, умоляю - распишитесь!..
Владивосток и Пугачева как-то сразу понравились друг другу. Можно сказать, это была любовь с первого взгляда. Певица охотно общалась с народом, щедрой рукой раздавала автографы, охотно фотографировалась на память и лично перед каждым концертам выписывала контрамарки.
В день отдыха Пугачеву и ее артистов свозили на остров Русский, на рыбалку. Вернулись они обгоревшие на солнце, но страшно довольные - от души наелись морепродуктов.
Пугачеву также катали на морском трамвае по Амурскому заливу. АБ вела себя на нем как ребенок. От души веселилась, облазила сверху донизу все судно. И фотографировалась на память с экипажем.
Конечно, ей дарили подарки. Владивостокский фарфоровый завод, например, преподнес большую напольную вазу, посвященную 125-летию Владивостока. От имени моряков-тихоокеанцев звезде вручили макет крейсера.
Первый концерт в драмтеатре прошел на ура. Пугачева была довольна приемом публики. Однако хотела, чтобы ее выступления посмотрело как можно больше народа. Поэтому остальные 6 концертов прошли в цирке. И все равно билеты на ее выступления достать было практически невозможно. Люди сидели на ступеньках в проходах, хотя билетеров предупредили, что допускать этого нельзя. Во время исполнения песен Пугачева любила бегать по зрительному залу. Она и бегала, очень ловко огибая сидящих на ступенях контрамарочников.
В своем моноспектакле "Пришла и говорю" АБ использовала очень много спецэффектов (прожекторы, подсветка, дым и прочее). Аппаратуры было так много, что у цирковых электриков голова шла кругом. Во время первого концерта отключился микрофон.
- В цирке и не такое случается, - пошутила певица.
Как нарочно, на следующий день микрофон замолчал на той же самой песне.
Перед каждым концертом, который длился 2,5 часа, Пугачева 2 часа репетировала.
- Работала наравне со всеми, - вспоминает Татьяна Борисюк. - Выходила вся мокрая перекурить на улицу. Кажется, курила папиросы. Я еще спросила, почему их.
А она ответила: "Чтобы хорошенько горло перед концертом прочистить". Я была наслышана, что Пугачева бывает груба со зрителями. Ничего подобного. Она общалась с залом по-доброму, с юмором. Как-то спросила: "Ну, что вам еще спеть?" С галерки закричали: "Эй, вы там, наверху!".
- Ну, вот вы там, наверху, сами и пойте, - пошутила Пугачева.
Как Пугачеву снимали
Как и сейчас, фотосъемки на концертах Пугачевой были категорически запрещены. Но Юрий Луганский, тогда фотокорреспондент газеты "Труд", все-таки решил рискнуть.
- Нашел самую высокочувствительную пленку, которая только могла быть, - вспоминает он. - Снимал без вспышки со своего места в седьмом ряду, как папарацци. Умудрился отснять две пленки. Когда проявил их, то увидел, что какие-то снимки есть.
Я решил закрепить свой успех и взять интервью у Пугачевой. Встретились мы в гостинице. Но и тут она не разрешила себя фотографировать. Отказ объяснила так:
- Не хочу случайных снимков. Я и с фотографами люблю работать, как и на сцене, профессионально.
Когда я признался, что, несмотря ни на что, фотографировал ее концерт, она воскликнула:
- Но вы же понимаете, что это не тот уровень?!
Я с ней согласился. Снимок для публикации в "Труде" выбрали из архива Пугачевой.
Снимок пятилетней давности был опубликован и в газете "Тихоокеанский комсомолец". Певица обратилась к читателям:
"Желаю успехов от всего сердца женщины, которая поет".
"Владивосток, Владивосток..."
Вдохновленная первым аншлаговым концертом в драмтеатре им. Горького, Пугачева загорелась предложенной идеей спеть на заключительном концерте песню, посвященную Владивостоку. По ее просьбе из гостиницы "Владивосток" в пансионат крайисполкома переселили молодого композитора Игоря Николаева. Привезли пианино. Работа закипела.
На заключительном концерте состоялась премьера песни "Владивосток, Владивосток". То ли от волнения, то ли от выкуренных папирос голос певицы заметно хрипел. С другой стороны, шутка ли - петь почти каждый день по два с половиной часа.
Весь следующий день местное радио крутило новый шлягер.
Вместо эпилога
Вернувшись в Москву, Пугачева стала повсюду с восторгом рассказывать о прошедших гастролях. Вскоре фраза "А вот во Владивостоке умеют принимать артистов достойно!" разошлась по всему Советскому Союзу.
Как-то Майя Афиногенова прибыла в Москву с очередным отчетом. Куратор ЦК по Приморскому краю стал распекать ее:
- Что там такое у вас происходит?! Почему Пугачева везде заявляет: "Учитесь у Приморья, как нужно принимать артистов". Почему вы выделяете эту простую артистку среди прочих? Устраиваете ей королевский прием?
- Какой королевский? - удивилась Афиногенова. - Это стандартный прием. Мы принимали так Ашкенази, принимаем других артистов. Обыкновенное приморское гостеприимство...
Алла Пугачева:
" Это город удивительный, свежий, стремительный. Если смотришь на него с вершин сопок, то весь он - на фоне моря, которое окружает Владивосток с трех сторон. Если же глядишь на него с океана, то весь он - на фоне неба... Это город встреч и расставаний, шестая часть его жителей, то есть сто тысяч человек, постоянно находится в море, ловит рыбу, ведет суда с грузами через штормовой океан. Подумайте, только за две недели на этот край обрушилось четыре тайфуна! Но люди выдержали, выстояли. Потому что народ здесь упорный, крепкий, настоящий. Петь для тихоокеанцев - большое счастье. Город так вдохновил нас, что вместе с композитором Игорем Николаевым мы сочинили песню "Владивосток", которую дарим тихоокеанцам."