Чем отличаются дома, придуманные человеком, от домов, которые смоделировала нейросеть?

Первый вопрос, кто делает проекты лучше, человек или машина - сегодня имеет однозначный ответ. По состоянию дел на 9 июня 2024 года творческое и интеллектуальное начало человека проявляется ярче, разумнее, человечнее. Человек понимает, что нужно человеку. Машина послушна, выдает результат строго по параметрам, но в итоге получается сборная солянка: требования учтены - гармонии нет.

Второй вопрос: заменит ли машина человека? Это и вопрос больной, и ответ малоприятный. Заменит. Не потому, что человек работает хуже. Ручная работа всегда будет цениться, а сложная траектория полета мысли человека будет всегда иметь превосходство над линейной "логикой" программ. Божье творение во всем круче творения человека.

Дело в другом - человек как вид ленив и привыкает ко всякому г...ну легко. Ну, вот так у него устроен мозг, как у бедняги Герасима из "Муму": "привык Герасим к новому положению". Машина уже прекрасно "смекнула" своими алгоритмами: человек природой заточен на приспособляемость. Значит, приспособится и к ее вариантам разнообразных машинных решений: в визуалистике, во вкусах, в ароматике, в осязательных ощущениях, звуках и пр.

К примеру, если завтра искусственный интеллект, развивающийся ежеминутно и ежеминутно эволюционирующий, следуя замечаниям человека, придумает и начнет продвигать новый образ "человека красивого", допустим, с орлиным носом и жесткой линией губ, то послезавтра миллионы землян отдадут свои носы на ломку пластическим хирургам, а девушки будут правдами и неправдами извлекать гель, закаченный в губы для придания капризной припухлости.
Мы пленники общественного вкуса, от кого бы не исходила его генерация - от группы людей или от расшалившейся "машины". А искусственный интеллект обязательно, - ибо в его нутре также зашита страсть к эксперименту и научению человеком, - попробует подергать тигра за усы, то есть будет манипулировать своим создателем.

Аутсайдерами моды окажутся те, кто пожалеет денег и сохранит преданность природной курносости. По неписанному закону, когда каноны красивого определяет массовое мнение, такой человек будет жить в обществе на положении урода или шута.

Первый вопрос, кто делает проекты лучше, человек или машина - сегодня имеет однозначный ответ.
Всем привет! Вы читаете дзен-дневник Алексея Норкина. Всю свою сознательную жизнь я строю. Руковожу строительной компанией и строю дома на работе, строю любимую семью, строю отношения с людьми по ходу жизни. Обо мне - тут.

Сегодня поговорим, о том, как сегодня нейросеть проявляет себя в качестве архитектора и дизайнера. Чем сегодня (сделаю акцент еще сильнее - СЕГОДНЯ) отличается творчество человека и машины в создания святая святых человека - его дома.

Это я. Нужен дом на юге России? 8 (800) 770-01-33 (бесплатный звонок).
Это я. Нужен дом на юге России? 8 (800) 770-01-33 (бесплатный звонок).

Покажу вам два креативных проекта. Напишите, какой из них вы считаете более удачным.

Просто смотрим картинки и проверяем себя: какой из этих проектов сделал человек, а какой компьютерная программа?

Дом-тыква

Дом-луна

У нас не экзамен, вы сами себе ставите плюсы и минусы, если угадали, что один проект выполнен по заказу нейросети по описанию, заданному человеком, а второй - работа известного архитектора.

Допустим, вы сразу угадали, что Дом-Луна тянет на маститого автора, а трансформер-проекты - это рисунки нейросети. Угадали, да? Ставьте в комментариях плюсы.

Разоблачение фокусов

А теперь раскрою вам правду как таковую. Узнаем, как же на самом деле делались эти проекты. И почему дом-Луна нам кажется "проектом", а дома-тыквы кажутся причудливыми придумками нейросети.

Первый вопрос, кто делает проекты лучше, человек или машина - сегодня имеет однозначный ответ.-5

Над условной "тыквой" трудились сразу 5 нейросетей - отсюда видимое различие в стилях и подходах. Все они получили от белорусских молодых no name-архитекторов описание, в котором значились как неизменяемые параметры: цвет (сочетание серого и желтого) и футуризм (создай-ка, братец, дом будущего!"). Сеть проанализировала, как человек понимает будущее, подглядела в компьютерных играх и фантастических фильмах какие-то детали и выдала то, что выдала.

Над домом-Луной работал один человек. Этот проект дома для красивого местечка близ Мельбурна. Участок порядка 8 соток, 580 м2, архитектор Антонио Кардилло. Его имя широко известно в архитектуре. Отдельно взятые специалисты даже считают его после ушедшей Захи Хадид одним из самых "значительных". Антонино Кардилло родился 18 мая 1975 года в Эриче на Сицилии. Он изучал архитектуру в Университете Палермо, а потом начал работать самостоятельно, создал семь умопомрачительных проектов, которые завоевали немало архитектурных наград.

Антонио Кардилло
Антонио Кардилло

Так... теперь музыка, барабанная дробь и обещанное разоблачение фокусов.

Первый вопрос, кто делает проекты лучше, человек или машина - сегодня имеет однозначный ответ.-7

На самом деле, и первый и второй проекты (тыкву и Луне) сделала компьютерная программа с той разницей, что в одну загрузили параметры, а второй проект придумал человек и дорисовал то, что придумал с помощью фотошопа. Так чем они отличаются? По сути, ничем.

Однако второй вариант, при котором машина обслуживает человека, а не сама по себе что-то там вытворяет, нам зрительно кажется более "жилым", "профессиональным", "правдоподобным". А от первого варианта "пяти тыкв" лично у меня такое впечатление, словно я в доме-аттракционе, в котором все вверх ногами. Меня подташнивает от этих картинок, выдающих неправильное, несуществующее и нелепое за мое благо.

Антонио Кардилло как величайший обманщик современности

Все его проекты, о которых много говорят, существуют только как симуляция. Он создает проекты, точнее, картинки домов, с помощью компьютерных программ. Они выглядят достоверно, почти как фотография. Это рендеринг - получение изображения по модели с помощью компьютерной программы.

Дэниел Лордик, германский профессор архитектуры, доктор технических наук, признался: "Даже эксперты иногда не могут достоверно отличить фейк и реальный проект, созданный с помощью рендеринга. Мы сталкиваемся с архитектурой двоякой: как с построенной реальностью и как с иллюстративным представлением реальности, разница в восприятии уже не так велика".

Профессиональный архитектор оценивает в рендеринге (отрисовке) проекта дома расположение комнат, ощущения эффекта (фактурности) материала, игру цвета и света, пропорции, - и все то, что можно ощутить органами чувств.

Архитектурная презентация требует иного - конкретики, детализации - подробных планов, разрезов, визуализации, возможно, готовой модели, фото, фильма.

Архитекторы, симулирующие свои проекты, с помощью компьютерных программ делают и фото, и видео, и даже макеты, которые можно потрогать, но это фикция, хотелки, так как здание существует только на картинке. Его нет в материализованном виде, нет чаще всего и в планах. Это картинка ради картинки.

"Давайте разберемся, - говорит Лордик, - а что есть архитектура? Дом или его изображение? Что нам дают на оценку - хорошую работу человека, понимающего толк в строительстве или хорошую работу дизайнера, делающего картинки".

Архитекторы обескуражены - они рассматривают планы. Они смотрят фото - видят текстуру стен. Свет, падающий причудливо в изгибах здания. Они читают где был построен дом, какова площадь участка, какова площадь дома... Им дают весьма достоверное изображение, но дома нет.

Как бы план дома Луны.
Как бы план дома Луны.

Это манекен, имитация, декорация, в которой человек не вписан. А проект есть (бумажная архитектура тоже существует, однако термин относится к тому, что не получилось построить или что изначально оговаривалось как концепт). Компьютерные программы направлены на создание псевдо-реальности того, что и не планировалось строить.
"Фотореалистичное представление, - говорит Лордик, - способно обмануть даже матерых профессионалов".
По опыту известных архитекторов даже тщательно разработанные проекты на этапе строительства приходилось доделывать - появляются новые полевые условия, новые вводные, которые могут потребовать корректировки. Картинка остается картинкой.

Отрасль 3D визуализаций уже превратилась в самостоятельную отрасль. "Великий архитектор на бумаге" Кардилло зарабатывал на жизнь как раз такими визуализациями для менее опытных архитекторов, которые нуждались в неком иллюстративном материале для заказчика (затем и для строителей). Он же занимался рендерингом для компьютерных игр. Сделал несколько проектов для магазинов. Так как Антонио все правильно понимает про маркетинг, то магазины он выбирает такие, какие были бы связаны с известной личностью, которая носит ту или иную одежду, обувь, аксессуары. В связке со знаменитостью он продвигал свой сайт. Он создал дома-иллюзии и создал себя, как иллюзион.

В 2009 году журналист Питер Райшер опубликовал в австрийском издании Falter статью «Клонировать красивее», ( Falter, 9 мая 2012 г.): «Архитектор Антонино Кардилло строится только в Интернете. Он обманывает международную прессу своими фальшивыми домами».

В 2012 году в журнале Der Spiegel журналистка Сюзанна Бейер разоблачила итальянского архитектора как самозванца ("Римские руины" 27/2012). "Кардилло со своим отличным умением работать с изображениями в Photoshop сумел провести международных критиков, архитектурных обозревателей, читателей специализированных журналов", - пишет она.

Он создал семь очаровательных проектов: «Эллипс 1501» в Риме в марте 2007 г., Дом со сводом в Парме, Дом выпуклостей в Барселоне, Дом Макса в Ниме, Франция, 2008 г., Лунный дом и Дом двенадцати в Мельбурне, 2009 г. и Пурпурный дом в Уэльсе с октября 2011 г., - и все эти дома были лишь хорошо сделанной работой в фотошопе. Это была обманка, стилизация под проекты. Это был иллюзион, насмешка парня, сведущего в архитектуре, и умеющего пускать пыль в глаза вполне профессиональному жюри.

Вопрос о его «подлинности» проектов никем даже не ставился!

После раскрытой тайны "великих проектов" "наследника Захи Хадид" архитектурный мир задумался: а что есть такое хороший архитектор? Чем измерить его успех? Числом реализованных (материализованных) проектов? Количеством наград, числом выигранных конкурсов? Суммой, потраченной на реализацию проекта?

Еще один пласт проблем связан с медиа-скандалом вокруг
"воображаемых домов" Кардилло. Так что такое архитектура сегодня? Она для кого? Для людей или для надутых архитектурных критиков, не умеющих отличить настоящие проекты с их новизной, функциональностью, комфортом от картинок на заданную тему оригинальности, крутости, неподражаемости, смелости? Почему проекты современных концептуальных домов, побеждающие на конкурсах - это все, что угодно, хоть дом-слон, хоть дом-яйцо, хоть дом с подзорной трубой и крышей вместо входа, только не дом с нормальной дверью и окнами и крышей на крыше?

Я бывал в кубических домах Роттердама, которыми город гордится. Но ведь люди там не живут, они продали авангардные квартиры и сейчас там отель, куда селятся ради впечатлений. Есть архитектурный артефакт, а жизни в нем нет.

Первый вопрос, кто делает проекты лучше, человек или машина - сегодня имеет однозначный ответ.-9

Нужна ли была смелость, к примеру, знаменитейшего дома Кауфманов над водопадом работы Райта, если начальная цена в 35 млн долларов выросла до 155 млн? Если шум водопада выбешивал жильцов, а дом постоянно протекал? При эквиваленте (в современных ценах) стоимости постройки в 2,4 млн долларов, восстановительные работы после продажи дома обошлись в 11,4 млн долларов США. Это же дичь! Ради чего это строилось? Ради эксперимента вписать дом в уголок живой природы с навеки испорченным "водопроводом".

Дерзость архитектора состоялась, дом построен. Райт говорил заказчику: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни», однако жить в мокнущем и страдающем от плесени доме было невозможно, и в конце концов дом был продан.

Обманщик ли Антонио Кардилло?

Да нет, он не обманщик и не пустышка. Он великий насмешник, показавший архитектурному миру, чего стоят отфотошопленные картинки. Его проекты в самом деле интересные, - он показал себя. Жизни в его проектах, на мой взгляд, нет. Они функционально несостоятельные. Мой сметчик ахнул от соотношения затрат на обустройство полезной площади и всяких непрактичных нависающих поворотов, примерно 10% суммы на место для жизни и 90% затрат на пшик. Но картинки занятные. Его проекты не были реализованы, как не были реализованы многие "бумажные" проекты, - это не обесценивает потенциал архитектора, но и не делает ему чести , и он точно не заслуживает фанфар и титула главного архитектора эпохи.

Первый вопрос, кто делает проекты лучше, человек или машина - сегодня имеет однозначный ответ.-10

А вот в числе его реализованных работ есть, например, церковная пристройка в сицилийском Трапани - это помещение для Рождественского вертепа. Все линии и эту прекрасную игру света, но создавал эту прекрасную красоту не Кардилло. Это историческое здание, и имена его зодчих скрыты в глубине веков. Кардилло восстанавливал стены с помощью нанесения грубого слоя штукатурки (правая картинка).

Что мы видим и что можем сказать про работу Кардилло? Снова отличная картинка, снова мастерское фото. Но, в отличие от предыдущих проектов, здесь есть душа, поскольку здание в Трапани настоящее. Те архитекторы, которые были до Кардилло, свое дело знали хорошо.