В отношениях Сквидварда и Спанч Боба на одну и на другую сторону выпадают разные слова:
Сквидвард говорит в "Смертельном пироге": "Раз я его убил, я ему последний день скрашу". То есть я причинный человек.
Пускателем поведения Спанч Боба является что? Случайность. Что-то случается. Например, он смотрит в окно, а там Сквидвард бежит по улице и бьет в барабан. Он выходит: "Сквидвард, что с тобой?" И этот день у него по этой цепочке пошел.
Речь не идет о том, чтобы сменить один план на другой. То есть если мы причинные люди, то можем попробовать ничего не делать, пока не случиться что-то. Вот позвонит мне кто-то - пойду. На улицу выйду, вдруг что-то произойдет. Как пойду работать? Пальцем ткну в любое обьявление и пойду. А вдруг там что-то случиться интересненькое.
Сквадварду выпадает "Там и тогда", а Спанч Бобу выпадает "Здесь и сейчас". Это не их свойства. Это то, что получается в результате их коммуникации.
Сквидвард видит вещи, а Спанч Боб видит отношения.
Сквидвард все знает, Спанч Боб исследует.
Спанч Боб следует принципу "Дело во мне". В серии "Скрипучие сапоги" Мистер Крабс впаривает ему ненужные скрипучие сапоги, которые он купил своей дочери. Спанч Боб в них все время скрипит и до того доводит этого Крабса, что он у него ночью ворует эти сапоги. А Спанч Боб так любит сапоги, что он в них спит. И когда он утром просыпается и видит, что сапог нет, он прибегает к мистеру Крабсу и говорит: "Я их потерял". Ему не может в голову прийти обвинить другого человека в том, что с ним произошло. Исключено чтобы Спанч Боб сказал - это из-за него. Сквидвард же говорит так: "Я не могу здесь жить, потому что у меня такие соседи".
У Сквидварда причины являются пускателем его поведения. А у Спанч Боба что угодно, любая случайность: сон, кто-то что-то ему сказал или что -то проехало.
У Сквидварда - правила. У Спанч Боба - открытие правил.
Сквидвард серьезен. Он считает, что в нашем мире есть что-то на самом деле. Но если мы имеем дело не с миром, а с описаниями мира, то для того, чтобы хоть к чему-нибудь отнестись серьезно, нам нужно сказать, что это единственно возможное описание этого. Когда мы относимся серьезно к измене любимого человека? Когда у нас только одно слово для описания того, что произошло. Но событие возникает после описания. Нам кажется, что мы сначала что-то видим. Мы говорим: "Измена". Но измена случается не в комнате. Измена случается тогда, когда я что-то в комнате описал, как измену. Все случается задним числом. Мы с вами живем в машине времени. Но если у нас только одно слово для описания того, что произошло, в этот момент мы становимся ужасно серьезными. И достаточно вот этот вопрос обдумать, чтобы в нашей жизни не осталось ничего серьезного. Тогда у нас на стороне Спанч Боба - веселье и игра.
Сквидвард предшествует вступлению в коммуникацию. Он есть со всеми своими свойсивами. Спанч Боб рождается в коммуникации.