Так сложилась моя карьера, что до марта сего года я ни разу не проходил через Панамский канал. Бывал в портах Бальбоа, Кристобаль, Манзанильо - конечных точках канала в Тихом и Атлантическом океане, но по каналу не проходил. А в этот раз только с марта по июнь пять раз.
- С чего начинается канал? С бронирования времени транзита. Это делает местный офис компании, курирующий работу судов в Центральной Америке. Эта бронь определяет дальнейший график судна. Если по каким-то причинам судно задерживается в одном из портов, и это может повлиять на приход в точку начала транзита, то местный офис может принять решение о сокращении времени стоянки в порту или вовсе отмены захода в один из портов, чтобы избежать отмены брони или изменения времени транзита.
Для транзита из Атлантического океана в Тихий судно к определённому времени подходит к месту приёма лоцмана в акватории порта Кристобаль. Там же на борт поднимается инспектор канала, который проверяет готовность судна к транзиту. Он проверяет работу рулевой машины, главного двигателя, подруливающих устройств, навигационных приборов, стеклоочистителей на мостике, состояние туалета, температуру и влажность на мостике, готовность каюты для лоцмана, и т.д. После окончания поверки выдаётся разрешение на транзит через канал.
Затем судно следует в шлюза, но перед этим принимает на борт ещё одного лоцмана и местную швартовную команду, швартует носовой и кормовой буксиры-мулы (в старом канале роль мулов играют тепловозы). В канале управление судном осуществляет лоцман. Не меньше половины лоцманов в канале американцы - граждане США.
В зависимости от габаритов судна, оно идёт по ветке старого канала для судов типоразмеров до Панамакс, или по ветке нового канала для судов типоразмера Неопанамакс. Мы ходим по новым шлюзам - Агуа Клара с атлантической стороны и Коколи - с тихоокеанской. Шлюза трёхкамерные с каждой из сторон.
После прохождения шлюза Агуа Клара судно выходит в колено Банановое фарватера озера Гатун. Здесь уезжает швартовная команда и уходят буксиры. Позде в канале сменяются и лоцмана.
Для работы в канале у нас на судне установлены дополнительные антенны, обеспечивающие точную работу электронных карт на планшетах лоцманов. У меня тоже такой планшет. Он работает и в других портах, если загрузить карты.
Транзит канала осуществляется по графику, который может быть откорректирован по ходу дела. Лоцман имеет постоянную связь с береговыми диспетчерами и регулирует ход судна для прохождения контрольных точек в соответствии с графиком. Поэтому иногда мы идём без остановок, а иногда приходится постоять на якоре.
В канале есть и своё движение, не транзитное. Это различные дноуглубительные снаряды, буксиры, баржи, плавкраны, лодки и катера.
После прохождения озера и канала судно подходит к шлюзу Коколи, за которым находится порт Бальбоа. Тут снова на борт поднимается швартовная команда.
Бальбоа - это порт при столице Панамы. Когда мы заходим в Бальбоа, моряки подьзуются возможностью сходить на берег, тут это удобно и не затруднительно.
По выходу из Бальбоа судно проходит под мостом двух Америк и выходит в воды Панамского залива в Тихом океане.
Общее время транзита, включая шлюзование, составляет от 11 до 15 часов. Всё это время на мостике находятся лоцман, рулевой, вахтенный помощник и капитан или старпом.
Все описанные процессы верны и доя транзита в обратном направлении - из Тихого в Атлантический океан.