И каждый раз сжимается сердце при виде неухоженной могилки Ани Белецкой, скончавшейся от туберкулёза в возрасте 14 лет...
Вдохновленная видами скорбных кладбищ, заросших папоротниками, травой, деревьями, в которых кричат вороны и грачи, простым, старым, облупившимся надгробным крестом на могилке Белецкой Анны Григорьевны, за которой некому, по всей видимости, ухаживать(на одной стороне креста примостилась улитка, крупная, в коричневом панцире -- интересная деталь, реальная), я захотела почитать стихи русских поэтов о кладбищах.
Обнаружила подходящее к фильму стихотворение, прямо иллюстрирующее в одной из своих строф эпизод фильма: смотритель кладбища ест ягоды с куста.
"Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала -- тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти -- слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь -- могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли"
Марина Цветаева.🐌
Вот так закончилась кладбищенская эпопея.
На прошлой неделе не отказала себе в удовольствии посмотреть эту добротно созданную картину, пропитанную мраком, тленом и холодом того пренеприятнейшего времени, и погрузилась в его атмосферу.
Все так же пугающа и завораживающа музыка про умиранье, словно выползающая из неуклюже двигающегося диска, крутящегося в муз.ящике, все так же вызывает содрогание особняк Грильо, двор, в котором находился дом умирающей Ани, сам дом, и обшарпанная квартирка.
Куклы не могут не пугать -- это древнейшие архетипы еще со времен мифов, легенд, народных преданий. Реально мороз по коже в моменты, когда кукла начинает разговаривать механистическим голосом.
Могу засвидетельствовать: смотреть фильм в одиночестве, поздним вечером, было страшно. К финалу нервы были уже на пределе, в душе -- безысходность, хотелось света, тепла, простора, хотелось людей -- живых и много)).
Атмосфера и эпохи, и фильма -- давящая и жуткая, на этом и был сделан акцент, для чего фон эпохи выписан скрупулёзно. Браво авторам фильма, им удалось создать эту атмосферу безысходности, жути и чудес, от которых веет мертвым хладом.
Что же до серого автомобиля, появляющегося время от времени, охотящегося за Платоном и в конце убившего таки господина оформителя, то чем выстрелило в финале это ружье -- для меня осталось за кадром.
Понятно, что Платон - заложник ситуации, которому насильно изменили его мировосприятие, но, в конце концов, каждый сам кузнец своего несчастья, а творец всегда в ответе за свое творенье.
"Создав, навсегда уступил меня року Создатель; я продан!
Я больше не Божий! Ушел продавец... "
(Николай Гумилев).
Если вам понравилась статья - поставьте лайк и напишите комментарий!
Р. S. Если вы добрый человек, понимающий, что в стране много несчастных и обездоленных животинок, прошу вас - не проходите мимо каналов, которые ведут волонтёры.
Добрые люди выбиваются из сил и просят помощи!
Подписывайтесь на каналы и показывайте посильную, небольшую хотя бы помощь! 🙏
Ваше доброе дело вернется к вам добром же. Плюс в карму вам будет.
Вот один из приютов.