Ровно десять лет назад родилась идея танцевального спектакля "Танцы на кладбище", который был показан в начале 2015-го в культурном центре "ДОМ". Это был уникальный показ с участием знаменитого психиатра Александра Данилина. Спектакль включал в себя живую музыку, балет, видеопроекции, театрально-философские "стендапы" мэтра психиатрии и много другое. Это было потрясающе, приятно вспомнить. Ниже публикую либретто с оригинальными иллюстрациями авторов.
Увертюра
Ночь опустилась на кладбище, погас закат, затихли звуки, и стаи летучих мышей вышли из своих убежищ, чтобы танцевать печальный танец, оплакивая участь мертвых.
Первая картина. Нарушенный ритуал
Валентин — артистически одаренный, но убитый горем молодой человек приходит на кладбище ночью, чтобы с помощью магии оживить свою только что похороненную младшую сестру Маргариту. На кладбище он встречается с теми, кто обещал (не безвозмездно, конечно) воскресить Маргариту — Человеком, называющим себя графом Сен-Жерменом, и его помощницей — Дамой-медиумом. После небольших, но эмоциональных переговоров, специалисты приступают к работе.
Однако в это самое время их замечает группа Готов, спрятавшихся на кладбище в ожидании чего-либо интересного. Понимая, что Валентин собирается раскопать могилу, они приходят в восторг и тоже хотят принять участие в оживлении и пофотографироваться.
На шум приходит кладбищенская охрана во главе с Директором кладбища. Директор приказывает охране прекратить безобразие, а готы вступают в борьбу с охранниками. Директор пытается изгнать магов. Но магический ритуал нельзя прерывать. В отчаянии Дама-медиум бросает в Директора свои волшебные травы и пузырьки. Под действием этих предметов Директор кладбища, к ужасу охранников, обнаруживает свою истинную сущность — Вампира, управляющего этим кладбищем в течение последних трехсот лет. А вокруг, под влиянием тех же сил, мертвые выходят из могил. Охрана и готы бегут с кладбища, а Дама-медиум падает замертво. С Вампиром остается лишь его верная помощница, отвечающая на кладбище за правосудие. Повинуясь силе магии, Вампир и Справедливость танцуют свой танец, выводя на сцену призраков. Бывший Директор разъясняет мертвым происходящее. Теперь, когда он находится под действием магии, он должен уговорить раздраженных обитателей кладбища разрешить оживление Маргариты.
Вторая картина. Суд призраков
Мертвецы наступают, однако оказывается, что не все они желают зла живым. Их мнения разделяются. Каждая группа высказывается, танцуя. Мертвые домохозяйки в бигуди и халатах, с кастрюлями в руках возмущены попытками изменить привычный ход времени — кто-то рождается, кто-то умирает. С этим должно смириться. Девушка-самоубийца с веревкой на шее возражает — она хочет дать шанс жизни. Группа людей, умерших от скуки, высказывается за воскрешение — все же какое-то интересное действие. Выходит из склепа старейшая обитательница кладбища — Баронесса фон Кнопп, она невероятно удивлена манерами собравшихся. Мертвая Актриса хочет потрясти всех своей драматической игрой, а Мертвая Балерина — наконец потанцевать. К обитателям кладбища присоединяется только что умершая Дама-медиум.
В это время оказывается, что магия оказалась действенной. К удивлению собравшихся, из могилы выходит девочка — умершая Маргарита. Юноша невероятно счастлив, однако он вскоре понимает, что она лишь бездушная Зомби. Валентин в ужасе бежит от Зомби, теряясь среди памятников кладбища, заходя в тупик. Вот-вот наступит рассвет, и из мрака подземного царства выходит Демон-Смерть. Он приглашает всех вернуться во мглу. В том числе и Валентина, так как не только поражен его смелостью и упорством, но и знает о его художественных талантах, в частности об умении танцевать. А Смерть ценит талантливых людей.
Третья картина. Танцовщик и Смерть
Подземное царство. Под потолком гробы, кладбище над нами. Блеклые тени колышутся на ветру. Валентин преследует тень Маргариты, ускользающую от него. Валентин пытается уговорить Маргариту покинуть Царство Мертвых, но она отказывается, предпочитая Вечность краткому мучительному земному бытию. Наконец Валентину удается взять ее за руку, они танцуют несколько тактов, но как только Валентин отпускает ее руку, на месте Маргариты оказывается Демон-Смерть. Он наступает на Валентина, но тот не боится и лишь умоляет вернуть ему сестру. Тогда Демон выводит Маргариту к Валентину, он хочет увезти ее, однако она опять отказывается.
Она говорит, что в смерти обрела свободу от страданий и свет Вечности. Валентина охватывает смертельная печаль. Но Демон предлагает ему другое решение. Он оценил его любовь к сестре и еще не видел таких любящих братьев. Но также Демон-Смерть знает о необыкновенных талантах Валентина. Именно такого, совершенно отчаянного Художника, Артиста очень не хватает в царстве теней. Потому Демон готов подарить Валентину чудо. Он предлагает ему остаться с сестрой в царстве смерти. Чудо заключается в том, что Валентин перейдет из жизни в смерть, не умирая, без мук и отчаяния. Он будет продолжать вечно жить в смерти. Но есть одно условие — он должен понравиться обитателям царства мертвых. «Танцуй!» — предлагает ему Демон. Принимая свою судьбу, Валентин начинает новый танец. Танец перехода из жизни в смерть. Сцена вновь наполняется обитателями царства мертвых, они поддерживают Валентина в его танце, танцуя с ним. Начинается Вечность.
© Татьяна Симоненкова, Сергей Соколов, 2015.