Недавно я разговаривала с одним предпринимателем, и он задал мне вопрос: «Как проверить, все ли у меня хорошо в бухгалтерии и налогах? Как понять уровень рисков в моем бизнесе? Ведь я не разбираюсь в бухгалтерии, но ответственность лежит на мне».
Первое, что мы сделали, — это зашли в бухгалтерскую базу 1С и посмотрели оборотно-сальдовую ведомость.
Мы начали просматривать все пункты и обнаружили, что не списываются остатки по ГСМ и строительным материалам, есть задолженность по налогам, а также документы, которые не внесены в программу. Директор был удивлен, хотя он никогда не задавал бухгалтеру такие вопросы.
Я уверена, что собственник бизнеса должен понимать риски в своей компании. Есть несколько способов оценки рисков:
1. Самостоятельно изучить бухгалтерский и налоговый учет и внимательно проверять.
2. Понимать ключевые точки и по ним ежемесячно спрашивать у бухгалтера о проделанной работе, тем самым дисциплинируя его.
3. Заказывать аудит. Причем можно делать небольшие экспресс-проверки.
Эти пункты позволят вам точно понимать состояние дел в учете и прогнозировать свои риски. Также я составила для вас список того, что должен делать бухгалтер:
Чек-лист «Список работ по бухгалтерии»
- Проверка актуальности релиза. Если релиз неактуальный, нужно провести обновление.
- Проверка наличия настроек прав пользователей и паролей.
- Проверка учетной политики по бухгалтерскому учету, а также корректности настройки налогов. Проверка изменений учетной политики в течение года.
- Общий анализ оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) за период по показателям БУ, НУ, ПР, ВР и контроль, выявление возможных ошибок.
- Детальный анализ ОСВ по выбранным счетам (например, 10, 20, 25, 26, 71 и т.д.), проверка отсутствия отрицательных остатков и зависших сумм.
- Технический анализ ведения бухгалтерского учета — «Экспресс-проверка ведения учета».
- Проверка ведения расчетов с контрагентами с помощью отчетов «Анализ субконто» и ОСВ по счетам 60, 62, 76. Работа с дебиторской и кредиторской задолженностью. Своевременное отражение первичных документов в системе.
- Проведение регулярных (ежемесячных/ежеквартальных) сверок с крупными контрагентами.
- Проверка ведения кассовых операций.
- Проверка загрузки документов из клиент-банка. Сальдо и обороты в ОСВ по 51 счетам должны ежедневно совпадать с данными клиент-банка.
- Проверка выполнения процедуры «Закрытие месяца».
- Проверка ведения учета ОС (принятие к учету, начисление амортизации, выбытие, модернизация, консервация, объединение ОС и т.д.).
- Проверка наличия и корректности ввода ручных операций.
- Ежеквартальная проверка выписки расчетов с бюджетом по начисленным пеням, штрафам, недоимкам и переплатам по налогам и взносам. Контроль правильности отражения поданных деклараций и поступивших оплат по налогам.
- Своевременная сдача отчетности в установленные законодательством сроки.
- Своевременное предоставление уведомлений по налогам и взносам в установленные законодательством сроки.
- Своевременное предоставление ответов на требования, поступающие из контролирующих органов.
Как вы считаете, должен ли предприниматель разбираться в бухгалтерии и налогах? Давайте обсудим этот вопрос в комментариях!
Подписывайтесь на мой блог и мой телеграм-канал!
Скачать чек-лист для предпринимателя можешь здесь https://tiurinapro.ru/blog