6,2K подписчиков

В тени других. Талантливые, но малоизвестные братья знаменитых художников

401 прочитал

От чего зависит слава? Первое, что приходит на ум, это талант, но всё не так просто. Многие художники получали признание только после смерти. Везение тоже не подходит, так как фортуна, штука изменчивая. Связи, но какими они бы не были, всё равно надо из себя что-то представлять. Так почему одни имена спустя сотни лет всё равно обсуждают, а другие имена остаются интересными только небольшому количеству людей? Вопрос риторический, ведь любовь публики непредсказуема, и интерес тоже. Сегодня поговорим о тех, кто остался в истории, но не в сердцах миллионов, ведь их популярность не такая большая, как у тех, чьими братьями они были. Но это не значит, что они не заслуживают наше внимание.

1.Брат Брюллова. Брюллов Александр Павлович(1798-1877)

Имя Брюллова знают все, кто интересуется искусством. Когда-то его называли Карл Великий, его полотно "Последний день Помпеи" произвело большое впечатление на современников, он стал известными не только в России, но и за рубежом. И до сих пор, кто, оказывается в Русском музее, убеждается в силе его творческого почерка. Он запоминается, и интерес к его творчеству не угасает и в нашем веке. Но вот капризная слава не смогла поощрить столь большим вниманием спустя время его брата, хотя он тоже был творческим человеком.

Александр Павлович Брюллов, старший брат Карла Брюллова, был тоже художником, а ещё архитектором. Он был мастером своего дела, которого можно оценить по достоинству. В своё время не менее известный. Вот только спустя много лет его имя померкло и растворилось в тысячи других, оставшихся пусть и в истории, но не в сердцах миллионов. Если сказать Брюллов, то сразу на ум приходит лишь один: это Карл, так распорядилось время. А вот когда они жили, художники ощущали любовь публики одинаково, и это вполне заслуженно. Александр Павлович также окончил Академию художеств. И оба они купались в лучах славы, получая множество заказов. Об их таланте говорили все влиятельные люди того времени. Александр Павлович добился большого успеха в своё время, став так же, как и его брат, профессором академии, но по архитектуре. Покорив Европу акварельными работами, в которых нарисовал королевскую семью Неаполя, он вернулся домой известным художником. Были ли братья соперниками? Может, только в личных делах, но не в творчестве. В то время Карл Брюллов приступил к главному труду своей жизни, к картине, ставшей легендой, а идею, как принято думать, как раз и подсказал ему брат. И Карл Брюллов воплотил её идеально.

Карл  Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. 1841 Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург.
Карл Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. 1841 Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург.

В отличие от брата, архитектура больше, чем живопись захватила творческий и пытливый ум Александра Павловича. Находясь в Европе, он посвятил время её изучению, написав обмерные чертежи терм в Помпеях, которые оценили современники. Через некоторое время он создал проект, и именно по нему было построено здание Главного штаба гвардейского корпуса, в котором воплотилось всё то, что он с интересом изучал за границей.Создав здание, соединяющее в себе архитектуру по типу древнегреческого образца, и древнеримского, и египетского, он продемонстрировал весь свой потенциал как архитектор. Позже его назовут эклектиком, а здание станет образцом нового стиля под названием русское барокко. Александр Павлович создаст и интерьеры Мраморного дворца и разработает проект лютеранской церкви, которую можно увидеть на Невском проспекте, посвящённую двум святым — Петру и Павлу. Также он будет работать над интерьерами Зимнего дворца, создаст постройку обсерватории на Пулковской горе, построит здание Александровской больницы и даже придумает лафет с орнаментом Царь-Пушки. Так что хоть он прекрасно и писал портреты, один из них — самый знаменитый портрет жены Пушкина Натальи Гончаровой, но всё же в архитектуре он раскрыл все грани своего таланта.

Карл и Александр Брюлловы были творческой силой своей эпохи, и каждый по-своему внёс вклад в развитие искусства, навсегда оставшись друг для друга творческими единомышленниками.

2.Брат Васнецова. Васнецов Аполлинарий Михайлович(1856-1933)

Виктор Васнецов, автор знаменитых богатырей, стал известным художником, чьи картины украшают Третьяковскую галерею, заставляя своими работами детей и взрослых, испытывать массу впечатлений от того, как мог художник связать былинный жанр с живописью. Он стал по-настоящему народным живописцем, которого знают и помнят до сих пор. Его брат Апполинарий был не менее талантливым и самобытным художником, философом в искусстве, и хоть иногда и проходят выставки его работ, но всё же они не такие громкие, как те, что посвящены его брату. Искусствоведы признают его творчество, а серию картин под названием "Старая Москва" считают уникальной.

Он был младшим братом Виктора Васнецова и рано остался без отца и материи, из-за чего не мог пойти учиться и лишь брал уроки у художника из Польши. Когда он подрос, его художественным образованием занялся брат, став ему и другом, и наставником. Так как Виктор Васнецов был уже известным живописцем, он познакомил его со своими товарищами. У Аполлинария сложилось потрясающее окружение, в котором он смог получить все знания для того, чтобы творчески развиваться. Аполинарий Васнецов стал искать своё место в искусстве и много работал. Учась у лучших, он быстро влился, что называется, в тусовку, и познакомился с известным Саввой Мамонтовым, долго работая над декорациями к операм, проходящими в его театре.

В какой-то момент Аполлинария Михайловича увлекла археология, и изучению древней Москвы он посвятил много лет своей жизни, создав множество рисунков, которые теперь позволяют воссоздать облик старой Москвы. Это стало детищем его жизни.

Два брата были заодно: и тот и другой любили старину и нашли свой путь в творчестве. Виктор Васнецов всегда поддерживал своего младшего брата и смог раскрыть его талант и способности. И хоть Виктор Васнецов затмевает славой Аполлинария Михайловича, но всё же в своё время они оба были востребованными, и каждый обрёл дело своей жизни.А теперь именно благодаря Апполинарию Михайловичу мы можем увидеть воссозданную детально в живописи историю Москвы, и смотря на его картины, мы будто бы на машине времени отправляемся в тот мир, который остался в далёком прошлом.

Кстати,кто в Москве, есть уникальная возможность сейчас сходить на выставку в Новой Третьяковке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век", посвящённую не только двум братьям, но и внуку Виктора Васнецова.Три художника, три родственника и общая любовь к искусству с неповторимым стилем: один рассказывает сказки, другой — историю о нашей столице, а третий показывает жизнь советского человека и не только.

3.Брат Рериха. Рерих Борис Константинович (1885-1945)

Известный художник, который был ещё и философом, путешественником, археологом и просто талантливым человеком, тоже имел брата, увлекающегося живописью, архитектурой и археологией. Он не сыскал такую громкую славу, как Николай Рерих, но всё же обрёл деятельность, которую любил. Закончив образование в Академии художеств, он посвятил всего себя изучению, архитектуре, став художником-архитектором. Он не делал карьеру как художник, а стал педагогом в рисовальной школе, где учился в детстве и даже исполнял обязанности директора. Борис Константинович развивал карьеру в преподавании и вскоре стал занимать ответственные должности, тогда как его брат писал одну картину за другой. Конечно же, его имя стёрло время, оставшись только в памяти тех, кто изучает биографию его брата. Можно сказать, он и не стремился его затмить и соперничать с ним. Он пошёл своей дорогой, в которой тоже достиг успеха, но негромкой славы. В отличие от Рериха он не покидал страну и был даже заключён как контрабандист в лагерь на три года. Но из-за своих былых заслуг был освобождён досрочно. Всю свою жизнь он поддерживал брата, и где бы тот ни находился, он переписывался с ним. А также берёг его картины, которые в будущем вошли в коллекции многих музеев России.

4.Брат Репина. Репин Василий Ефимович (1858-1919)

Репина представлять не нужно, это имя навсегда в истории русского искусства, и не только русского. Много картин, много творчества, длинная жизнь и огромный успех — это то, что он постиг при жизни. Но у него тоже был не менее талантливый брат. Василий Ефимович был младшим братом художника, он не пошёл по стопам своего успешного брата, а стал музыкантом. В своё время — очень талантливым. Именно Илья Репин раскроет талант Василия Ефимовича, с его лёгкой руки он поступит учиться в консерваторию. Художник писал в "Далёком, близком" о своём брате, что он обладал «несокрушимой и незаглушимой ничем страсти к музыке".Получив блестящее образование и учась на курсе у самого Римско-Корсакова; по окончании он работал в оркестре Мариинского театра, став музыкантом-фаготистом. А затем продолжил свою карьеру как преподаватель.

Портрет В.Е.Репина,  Третьяковская галерея
Портрет В.Е.Репина, Третьяковская галерея

Василий брата очень любил, и нисколько между ними не было соперничества, он имел свою стезю и тоже занимался творчеством. Интересно, что художник написал его портрет, в который вложил весь свой талант. А Василий стал его помощником, когда тот писал шедевр "Бурлаки на Волге". Колоссальная поддержка друг друга в творчестве и в жизни.

5.Брат Коровина. Коровин Сергей Алексеевич(1858-1908)

Константина Коровина можно понимать, а можно не признавать его творчества, но то, что он добился успеха, признать невозможно: он главный импрессионист нашего русского искусства, со своим уникальным взглядом, и его успех не померк с годами. Много выставок, его картины в музеях: он тот, кто не мог пожаловаться на забвение при жизни, работая до самого конца. А его старший брат Сергей Алексеевич, тем не менее тоже был художником. Он получил, как и Константин Коровин, блестящее образование и учился у лучших, его учителями были прославленные Саврасов и Перов.

Коровин Сергей Алексеевич
Коровин Сергей Алексеевич

В то время, когда работал Сергей Коровин, он был очень известным художником, самой его значительной работой стала картина "На Миру". Он тоже, как и Константин Коровин, тонко чувствовал природу, пытался писать настроение, но вот, к сожалению, не мог составить конкуренцию своему брату. Его картины о жизни крестьян, стали уже малоинтересной темой, но сейчас благодаря им мы можем посмотреть ту правду, которая открывает нам глаза на жизнь низших сословий.Художников часто сравнивали, часто писали об одном, подразумевая другого. Можно сказать, их будто бы делали соперниками. Все признавали, что Сергей не обладал той живописной силой, которая была у его младшего брата. Что чувствовал тогда художник, неизвестно. Сам Константин Коровин восхищался братом, видя в нём чуть больше, чем видят другие. Но вот так распорядилась судьба. Они были разными и по-своему всё же оценены современниками, но вот со временем Сергей остался только лишь братом Константина Коровина.

Слава непредсказуема, и иногда несправедлива, а может быть, время, наш главный судья, только оно вершит, кто останется на слуху потомков, а кто будет предан забвению. И стоит ли говорить, что это забвение может быть разрушено одним простым любопытством к тем, кто когда-то жил. Будем же любопытными и будем вспоминать героев своей эпохи, пусть даже иногда.

Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, вам было интересно. Прекрасной рабочей недели и до встречи в следующих публикациях на канале.