Найти тему
Space girl

Светлое будущее после программы "Аполлон". Комплексный программный план НАСА. (1969 год)

Приветствую Вас мои подписчики и просто читатели моего канала.

Будущее после полета "Аполлонов" на Луну, какое оно? Оно виделось очень светлым и перспективным, но потом что то пошло не так. Когда то в НАСА разрабатывался грандиозный план, в котором виделось светлое будущее полетов на Луну, Марс, и целый флот из различных кораблей и космических аппаратов. Этот план от 1969 года назывался - Комплексный программный план (Integrated Program Plan-IPP).

Начало

Комплексный программный план, это продукт штаб-квартиры НАСА при Джордже Мюллере (помощник администратора НАСА, возглавлявший Управление пилотируемых космических полётов с сентября 1963 по декабрь 1969 года). Этот план начал развиваться еще в 1965 году, но только в мае 1969 года он принял грандиозную форму, которую администратор НАСА Томас Пейн упорно отстаивал перед президентом Ричардом Никсоном.

Администранор НАСА Томас Пейн был новичком, в конце 1968 года он сменил на посту более опытного администратора Джеймса Уэбба. Сам Пейн ожидал что "Комплексный программный план", станет наградой агентству НАСА за победу над Советским Союзом в "лунной гонке". Он призвал директоров всех центров НАСА "мыслить масштабно" при разработке различных проектов после программы "Аполлон".

24 июля 1969 года. Ричард Никсон и Томас Пейн (слева), третий администратор НАСА,  на борту авианосца «Хорнет»  ожидают приводнения капсулы с экипажем «Аполлон-11» (Фото НАСА)
24 июля 1969 года. Ричард Никсон и Томас Пейн (слева), третий администратор НАСА, на борту авианосца «Хорнет» ожидают приводнения капсулы с экипажем «Аполлон-11» (Фото НАСА)

Планов громадье!

В различных вариантах и в разное время "План" включал - космические станции на низкой околоземной орбите (НОО), станции на геостационарной орбите (ГСО), станции на полярной орбите, а также станции на орбите Луны. Кроме того - ракетоносители Сатурн-5 и различные модернизированные версии этой ракеты; полностью многоразовый космический челнок "Спейс Шаттл" для запуска астронавтов, грузов и топлива; многоразовый модульный космический буксир, который может работать как с экипажем, так и без него, выполняя также функцию лунного посадочного модуля (Lunar Module-LM-B). Ну а еще - многоразовый ядерный челнок для транспортировки грузов с НОО на ГСО, ну а также базы на поверхности Луны и Марса. Вся эта сложная и дорогостоящая инфраструктура должна была быть введена в эксплуатацию не позднее середины 1980-х годов.

 К 1984 году могла была быть создана обширная сеть транспортных космических систем, космических станций, и баз на Луне и Марсе. (Изображение  НАСА).
К 1984 году могла была быть создана обширная сеть транспортных космических систем, космических станций, и баз на Луне и Марсе. (Изображение НАСА).

Вернер ни при чем!

"Комплексный программный план" иногда ошибочно приписывают Вернеру фон Брауну, директору Центра космических полетов имени Маршалла (MSFC-НАСА) . На самом деле Вернер фон Браун скептически относился к этому "Плану". Он не ожидал, что после триумфа программы «Аполлон», финансирование и полеты в космос останутся на уровне программы "Аполлон", не говоря уже каком-то увеличении или расширении. В 1960-е годы он искал возможности для расширения программы пилотируемых космических полетов США с помощью своего семейства ракет «Сатурн». Однако к тому времени, когда командир «Аполлона-11» Нил Армстронг сделал первый шаг на Луне (20 июля 1969 года), прагматичному ракетчику немецкого происхождения было совершенно ясно, что этого не произойдет.

Тем не менее, поскольку в новом политическом климате позиции Вернера фон Брауна, пошатнулись, он по просьбе Пейна поручил художникам MSFC доработать иллюстрации к данному "Плану". Специалистам по предварительному планированию было поручено внедрить пилотируемую миссию на Марс в "Комплексный программный план". Затем, 4 августа 1969 года, Вернер фон Браун рассказал о марсианской миссии, Космической целевой группе при администрации Никсона (Space Task Group - STG). Томас Пейн назвал фон Брауна "Большой шишкой" в НАСА и ожидал, что "группа" будет потрясена всем, что он предложит. Первая пилотируемая миссия на Марс могла стартовать уже в 1981 году, сообщил фон Браун в ходе 30-минутной презентации перед членами STG.

Денег нет, но вы держитесь! - Ваш Ричард Никсон!

Никсон организовал Космическую целевую группу (STG) в феврале 1969 года, чтобы она выработала и предоставила план будущего НАСА. Пейн, как один из членов STG, привлек на свою сторону вице-президента Спиро Агнью - председателя этой группы. Это позволило Пейну выдвинуть "Комплексный программный план", в качестве единственного варианта будущего НАСА. В сентябре 1969 года в докладе Космической целевой группы президенту Никсону было предложено три графика выполнения "Плана". Но Никсон создавая группу, ставил совершенно иную задачу - выработать три альтернативный космические программы, а не один "План" с разными графиками выполнения. Конечно же Пейн мог бы предложить Никсону выбор между космической станцией на низкой околоземной орбите, лунной базой или человеком на Марсе. Вместо этого он настоял на одном пакете, содержащем все три варианта.

Это был конечно необдуманный шаг. Административно-бюджетное управление при Никсоне ясно дало понять, что НАСА следует ожидать быстрого сокращения годовых бюджетов, а не их увеличения. Никсон интерпретировал упорную пропаганду Пейном своего амбициозного "Плана" как попытку построить бюрократическую империю, а не как искреннее предложение о новой, инновационной, американской космической программе.

НАСА предоставило единственный план для своего развития в будущем, и он был неприемлем, поэтому Белый дом разработал свой собственный план, который служил политическим целям президента!

План Никсона.

Во-первых, прежде чем принять доклад президенту от Космической целевой группы в сентябре 1969 года, Белый дом добавил четвертый график к "Плану" без фиксированных дат. Затем Никсон принял решение о том, что развитие "Комплексного программного плана" будет продолжено по мере поступления финансовых средств с целью высадки первого человека на Марсе к 2000 году - дате, столь далекой что цель не имела смысла.

Затем, в июле 1970 года, через год после полета "Аполлона-11", Никсон принял отставку администратора НАСА Томаса Пейна. Его заменили гораздо более сговорчивым администратором - Джеймсом Флетчером. Наконец, 5 января 1972 года Никсон сделал проект «Спейс Шаттла» целью пилотируемой программы НАСА после программы «Аполлон». Перед своими избирателями в 1972 году, Никсон говорил о том, что проект "Спейс Шаттл" создаст тысячи рабочих мест в Калифорнии - штате, который был важен для его переизбрания.

Президент Ричард Никсон и четвертый администратор НАСА Джеймс Флетчер в Калифорнии с моделью космического челнока. «Спейс шаттл» был единственным элементом "Комплексного программного плана", который летал, и то в частично многоразовом варианте. (Фото НАСА).
Президент Ричард Никсон и четвертый администратор НАСА Джеймс Флетчер в Калифорнии с моделью космического челнока. «Спейс шаттл» был единственным элементом "Комплексного программного плана", который летал, и то в частично многоразовом варианте. (Фото НАСА).

Однако перед этим судьбоносным заявлением в НАСА приложили немало усилий для планирования выполнения "Комплексного программного плана" . Отставка Пейна не сразу остановила все исследования по этой программе. Орбитальная станция и шаттл привлекли больше внимания, чем другие элементы "Плана", потому что они рассматривались вместе как первый шаг к выполнению всей программы. Но все же инженеры и планировщики в НАСА продолжали разрабатывать все элементы "Плана" вплоть до 1971 года.

В июне 1970 года Э. Греннинг - инженер компании Bellcomm, подрядчика НАСА по предварительному планированию, разработал свою модель, а по сути, расписание полетов, которая основывалась на модифицированной версии первого варианта "Плана Пейна" (так называемая "Программа-максимум"). Модель Греннинга охватывала период с 1970 по 1984 год.

Но об этой "модели" мы поговорим с Вами в другой статье.

А на сегодня всё. Всего наилучшего и спасибо за внимание!