Галерея Петра Великого открыта в год 350-летия Петра I в парадных залах Зимнего дворца и наследует традиции одноименной галереи, устроенной в ХIХ веке по указу императора Николая I из вещей и предметов кабинета Петра. В залах галереи развернута экспозиция, посвященная личности императора, его сподвижникам и последователям в деле преобразования России. Партнером Государственного Эрмитажа в проекте возрождения галереи выступает «Газпром». 9 июня, в день рождения Петра Великого, идем в Зимний дворец и знакомимся со множеством образов русского гения.
Коллекцию редкостей для Кунсткамеры Петр I собирал с 1718 года. Пока строили здание, коллекция хранилась в Кикиных палатах и была доступна для обозрения. После смерти Петра I в Кикины палаты стали доставлять и личные вещи императора — костюмы, оружие, доспехи, инструменты и даже чучела любимых царем животных. Так сложилось собрание, названное «Кабинетом Петра Великого», которое в 1728 году переместили в здание Кунсткамеры. Это собрание хорошо известно по книге-путеводителю Осипа Беляева, изданной в 1793 году.
В 1848 году по желанию Николая I мемориальную часть коллекции кабинета переместили в Малый Эрмитаж и в 1849 году открыли для посещения. Экспозицию назвали Галереей Петра Великого. Идея возрождения галереи возникла в 1980-х годах, а реализация осуществилась в юбилейный год Петра. Сейчас открыты залы, связанные с личностью Петра I и последующим царствованием императриц — Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Сама галерея задумана как рассказ об импульсах, которые Петр I задал в развитии России, и не ограничивается рамками Петровской эпохи.
Открывает экспозицию знаковая работа Бартоломео Растрелли — барочный бронзовый бюст Петра I, провозглашенного в 1721 году императором. Петр I облачен в доспехи, украшенные рельефами. На правом щитке изображен фрагмент Полтавской битвы, на левом — Петр I высекает статую новой России.
Петр I полководец, победитель в Северной войне — первый из множества образов гения. В Ротонде с бюстом императора соседствует одно из первых созданных в России батальных полотен — картина Луи Каравака «Полтавская битва». Каравак общался с участниками сражения и воспроизвел максимально точно ключевое событие правления Петра I. Царь изображен в гуще битвы и восседает на любимом коне Лизетт. В экспозиции несколько изображений Петра I во время сражения — статуэтка из слоновой кости «Петр I, победитель шведов», где император тоже на коне, а под ним со сложенными лапками лев, символ Швеции.
Шпалерную мануфактуру Петр I основал в Петербурге в 1717 году и прекрасно разбирался в тонкостях производства, которое изучал во время Великого посольства. Тут экспозиция плавно переходит к другому образу Петра I: основатель мануфактур, фабричного производства, знаток ремесел, мастер. Энергичный визионер. Символ этой черты петровского характера — заточенный с двух концов карандаш, представленный в галерее. Этим карандашом Петр I зарисовывал и записывал все новое и увиденное.
C юности Петр был чрезвычайно любознателен, проявлял живой интерес к науке, инструментам, знаниям. Прослышав о существовании прибора под названием астролябия, он заказал послу Якову Долгорукому доставить этот прибор в Россию. Астролябию привезли, а что с ней делать — никто не знал. Нашли в Москве голландского купца Франца Тиммермана, который и объяснил молодому царю, что для того, чтобы пользоваться астролябией, нужно знать математику и геометрию. Франц Тиммерман стал учителем Петра в науках, морском деле, фортификации, способствовал стажировке на верфях в Амстердаме, где Петр получил диплом корабельного плотника. В галерее представлены астрономические, геометрические и геодезические инструменты царя, каждым из которых он умел пользоваться. Есть и роскошная походная аптечка, ведь царь изучал и лекарское искусство.
Страсть Петра к верфям и строительству кораблей Тиммерман привил через плотницкое дело. Царь-плотник, царь-труженик — еще один образ, который раскрывает экспозиция. В галерее показаны личные вещи Петра I, непосредственно связанные с трудом: рабочая одежда, ножовки, топор, токарные станки. Царская токарня располагалась рядом с его покоями, была местом уединения. За работой императору хорошо думалось, а подданные боялись войти внутрь сакрального места. Даже Екатерина I должна была заранее извещать царя о посещении. Единственный, кто попадал туда без препятствий, — токарь и друг Андрей Нартов.
Один из самых необычных экспонатов галереи — созданный Растрелли восковой бюст Петра I. Скульптор использовал прижизненный слепок лица и настоящие вьющиеся волосы, которые сохраняли после стрижки Петра. Глаза сделаны с помощью росписи эмалью по стеклянным пластинам. Портрет невероятно достоверный, и, глядя в глаза императору, возникает желание разглядеть будущее, — великий визионер его, безусловно, знает.
Текст и фото: Михаил Борисов
#культурныйкод