Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Кромвель против короля. Глава 6. Точка кипения

Оглавление
Карл I около 1636 года. Тройной портрет работы Ван Дейка.
Карл I около 1636 года. Тройной портрет работы Ван Дейка.

Испытание терпения

Правление короля без парламента потихоньку накаляло население. То здесь, то там люди отказывались платить незаконные, по их мнению, налоги. Созданные королем суды выносили обвинительные приговоры.

Но что такое закон? Постепенно король насаждает систему, при которой постановления его Тайного совета (ближнего круга советников короля) становятся законами. И тут главный вопрос – примет ли их население, подчинится ли?

В 1634-1635 году Карл I делает еще один шаг по испытанию терпения народа. Он взымает корабельные деньги в мирное время. До сих пор их собирали только в военное время или прямо перед лицом военной угрозы. Не без труда, не без ворчания, но налог был собран.

Ну что ж, положи тигру в пасть палец, он обязательно сожрет всю руку. Раз платят, нет необходимости отказываться от бонуса. Корабельный налог становится не экстраординарным, а постоянным.

Правды ради надо заметить, что часть собранных денег действительно пошла на строительство флота. В 1635 годы флот из 42 вымпелов (только 19 из них были более 50 тонн водоизмещения) вышел в море гонять пиратов.

Если бы король мог знать, что в грядущем конфликте флот займет сторону его противников…

Уильям Принн.
Уильям Принн.

Без ушей

Не меньшее напряжение создавали и религиозные реформы, проводимые архиепископом Лодом. В рамках краткого очерка нельзя перечислить все составляющие этого процесса. Как показательное выделю дело Уильяма Принна.

Пуританин Уильям Принн в начале 1630-х годов стал известен своими трактатами и памфлетами. В 1632 году он опубликовал работу, направленную против театральных спектаклей – пуритане вообще терпеть не могли всяческие увеселения.

Всё бы ничего, да только в трактате особенно порицались актрисы, названные Принном шлюхами. Да и это бы ничего, но буквально накануне сама королева Генриетта участвовала в придворной постановке. Соответственно, работу Принна истолковали как направленную против королевы.

Приговор был сколь стремителен, столь же и суров: пожизненное заключение, штраф 5 тысяч фунтов и отрезание ушей. Впрочем, дело было не только в королеве. Принн резко высказывался о церковных обрядах, в частности, он причастии. Архиепископ Лод пытался заткнуть ему рот, используя этот казус с актрисами.

Но смирить протестантских фанатиков было нелегко. Принн продолжал ругать официальную религию, распространяя свои писания через единомышленников. В 1637 году суд Звездной палаты вновь судил Принна и двух его соратников.

Приговор гласил: заключение, штраф и… отрезание ушей. Когда судье заметили, что у Принна уши уже отрезаны, он попросил откинуть волосы, посмотрел и заявил: «Мне кажется, там что-то осталось». Уши Принна (вернее их остатки) подверглись второму урезанию.

Может быть всё это рассматривалось бы как казус. Но нет. Дело не в Принне и его ушах, дело в том, что во время публичной экзекуции народ выражал свое сочувствие осужденным и порицание слуг короля.

Подписание шотландцами Национального ковенанта.
Подписание шотландцами Национального ковенанта.

Шотландский котел

Понемногу закипало и на севере, в Шотландии.

Пора вспомнить, что Карл I являлся королем и Англии, и Шотландии. В 1633 году он отправился в Эдинбург короноваться короной своих предков Стюартов. И здесь встретился с недовольством местной элиты.

Дело вот в чем. В самом начале своего правления король потребовал реституции конфискованных протестантами церковных владений. И вот в Эдинбурге местная знать явилась пред очи короля с требованием отказаться от нарушения сложившихся в стране земельных отношений.

Этот вопрос так и повис в воздухе. Владения не были возвращены ни церкви, ни короне. Но и король не отказался от своих намерений.

Дальше пошло еще хуже. Карл I попытался распространить обряды англиканской церкви на Шотландию. И не только обряды, но и епископальную организацию церкви. В Шотландии же прижился кальвинизм или пресвитерианство. То есть никаких епископов, а только избранные общинами пресвитеры.

Шотландцы считали эти реформы ничем иным, как возвращением к папизму (католицизму). И резко возражали. Даже противились.

К концу 1630-х годов ситуация дошла до точки кипения. Попытка короля и архиепископа Лода распространить на Шотландию англиканскую молитвенную книгу встретила уже не противодействие, а едва ли не мятеж.

В 1638 году в Эдинбурге местная знать составила так называемый Национальный ковенант – договор. Ковенантеры обязывались защищать шотландскую религию от любых поползновений властей Англии. Они полностью отрицали право короля на вмешательство в дела религии.

Надо вспомнить, что в Англии король являлся главой церкви. И Карл I относился к этому праву очень серьезно. Демарш шотландцев был им воспринять как нарушение данных ему Богом прав.

Дело шло к войне. И именно она, точнее они – епископские войны станут спусковым крючком, запустившим механизм Английской революции.

Оливер Кромвель в исполнении Ричарда Харриса. Кадр из фильма "Кромвель" (1970).
Оливер Кромвель в исполнении Ричарда Харриса. Кадр из фильма "Кромвель" (1970).

Кромвель в конце 1630-х годов

А что же наш Оливер, отказавшийся от получения почетного «сэр»?

В 1636 году ему досталось неплохое наследство от брата матери: 90 акров (36 гектар) земли с пастбищами, с большой усадьбой, с хозяйственными постройками. Кромвели перебираются в Кембриджшир в городок Или. Их доход теперь составлял до 500 фунтов в год. Плюс высокое положение главы семьи – Оливера Кромвеля.

Есть смутные указания на то, что до этого события Оливера грызла религиозная меланхолия. Он сомневался в Божественном благоволении, в своем спасении. И вот – такой знак от Бога. Он явно спасен! Кромвель вновь становится бодрым и деятельным.

В делах религии он становится столпом местных протестантов. Откровенно порывает с епископами и церковной обрядовостью. Теперь он настоящий индепендент. Причем благодаря своему положению, оказывающий влияние на местное население.

В эти годы семейство Кромвелей продолжало расти. Но в 1639 году Оливера постигло первое большое горе – скончался его первенец, его гордость и опора 17-летний сын Роберт.

Кромвель вновь впадает в меланхолию и, как считается, подумывал об отъезде в американские колонии. Но страна стояла на пороге больших событий, и отъезд, если он и вправду был задуман, не состоялся.

Продолжение:

--------

Все материалы серии "Кромвель против короля":

Кромвель против короля | internetwar | Дзен