Найти тему
Colorful Mind

Alan Wake 2 - Непонятная гениальность

В далеком 2013 году, я узнала о существовании такой игры, как Alan Wake. “Мистическая история про писателя, как в лучших романах Стивена Кинга” – чье-то вскользь услышанное описание, и я, оказавшись заинтересованной, немедленно скачала игру.

И… Alan Wake меня покорил. Атмосфера, сюжет, персонажи, мистика и тайны – все было на высоте. Кроме геймплейной части, от которой к середине игры ты уже конкретно уставал, и только редкие стычки с жирными противниками, и знаменитая сцена сражения под песню “Old Gods of Asgard” (игрового альтер-эго группы “Poets of the Fall”) – хоть как-то спасали игровой процесс. Однако, даже если геймплей порою меня душил, в итоге я осталась невероятно довольна игрой.

Финальное - “It's not а lake, it's an ocean” – и я понимаю, что будет продолжение. Не Alan Wake’s American Nightmare – которое больше ответвление, чем полноценный сиквел, а именно Alan Wake 2 – с полноценным развитием сюжета.

Но пройдя и Alan Wake, и American Nightmare, прочитав отзывы игроков к ним, поняв, что многие остались недовольны не только игровой, но и сюжетной частью, а так же узнав, что Remedy еще сами не знают, смогут ли они выпустить вторую часть и когда она точно будет, я лишь грустно вздохнула и приготовилась ждать игру, которая, возможно, никогда не выйдет.

Но вот, спустя тринадцать лет после выхода первой части – выходит Alan Wake 2 и все истинные фанаты Remedy (к коим я себя отношу) – запищали от восторга. Ради Alan Wake 2, мне пришлось обновить все свое железо, чтобы игра смогла идти хотя бы на средних настройках графики. И поверьте, это того стоило - Alan Wake 2 безбожно красива и чтобы полноценно насладиться видами Брайт Фоллс, желательно выкрутить все на максимум.

И вот, спустя полгода, новый комп, новое железо - Alan Wake 2. Я безвылазно прохожу эту игру за четыре дня. С полным восторгом, после двух прохождений, с улыбкой до ушей закрываю игру и лезу в интернет искать отзывы других таких же восторженных игроков, а натыкаюсь… на тоже самое, что и десять лет назад.

Игровое поле вновь разделилось на два лагеря. Фанаты Remedy аплодируют стоя и называют Alan Wake 2 одной из лучших игр года на ровне с Baldur’s Gate 3, а массовые игроки плюются не столь от игровой части (хотя ее и вновь обзывают душной), сколь от сюжетной составляющей – называя сюжет Alan Wake 2 бессмысленно пафосным, излишне закрученным и вообще, сделанным исключительно для фанатов Alan Wake – которые проходили предыдущие части не раз и искренне ждали продолжения.

Так почему же Alan Wake 2 вызывает такие противоречивые эмоции? Почему массовый игрок не может принять ее? Неужели эта игра действительно только для настоящих фанатов?

Или Remedy изначально понимала, что делает и ожидала такой двоякой реакции?

Это я и постараюсь разобрать в своей статье. И, возможно, изменить ваше отношение к этой игре.

Глава первая – Тонкости сюжета Alan Wake 2 и других взаимосвязанных с ним игр.

-2

Начнем с того, что Alan Wake 2 – эта не та игра, с которой игроку стоит начинать свое знакомство с Remedy. Понятное дело, что если в названии стоит цифра 2, то логичнее новому, не посвященному игроку, сначала пройти первую часть и, желательно, American Nightmare.

Разумеется, даже тем, кто когда-то давно играл в первого Alan Wake, игра разжует многие аспекты и напомнит, что было раньше. Но чтобы понять все нюансы игры, все пасхалки и просто приятные мелочи – лучше будет перепройти старые части. Но вот теперь, когда игрок ознакомился с приквелами, можно и приступать… да как бы не так.

Alan Wake 2 – эта часть серии. Часть серии не только игр про Алана, эта часть всех игровых миров, придуманных Remedy. Max Payne, Control, Quantum Break – все они связаны с Alan Wake. И чтобы игрок понял все, вообще все, что отображено в Alan Wake 2 – ему необходимо пройти все эти игры.

И вот он, первый камень преткновения для массового игрока, после которой он, очевидно, может махнуть рукой на игру, которая для полного понимания требует впитать такой объем информации. Массовый игрок скажет – “ну вот, Alan Wake 2 – для истинных фанатов, которые во все игры Remedy играли”. И он будет прав. Ведь Remedy на то и рассчитывали. Alan Wake 2 – это тяжелый, долгий проект, и отчасти он вышел потому, что многие годы фанаты игры про Алана, ждали и поддерживали выход сиквела.

Стоит ли тогда новому игроку страдать, проходить все игры до Alan Wake 2, чтобы потом поиграть в него и все понять? Или проще пройти Alan Wake 2 вот так, не знакомясь ни с чем, рискуя в конце остаться ничего не понявшим, недовольным, и просто махнуть рукой?

Каждый решает сам. Стоит ли знакомство с Alan Wake 2 всех этих потраченных часов на другие игры Remedy? Да что такого, в этом вашем Alan Wake?

Глава вторая – Гениальность, которую видит фанат Remedy.

-3

Что такого лично я вижу в Alan Wake 2? Гениальность Сэма Лейка и других сценаристов, работавших над этой игрой.

Как фанат, игравший в предыдущие игры, все свое прохождение я подмечала те или иные детали. Так вот – сейчас перед вами выльется поток мыслей фаната игр Remedy и как он (а точнее – я) играет в эту игру.

Играю за одержимого Найтингейла, еще не зная об этом: Блин, мужик один, голый в лесу, люди испугались, помогать не стали…ладно, их можно понять. Стоп. Одержимые в масках? Они сейчас меня убьют – надо бежать на свет, в свету безопасно, я знаю, он…стоп. Почему одержимые на свету, и он их не ранит? Какого?!

Узнаю, что Найтингейл был на самом деле одержим, а люди в масках – нет: Так вот почему те люди убежали… Найтингейл звал их на помощь, но был одержим и они слышали в свой адрес только ругательства! И вот почему меня свет ранил! Офигеть, а это умно!

Я встречаю Тима Брейкера: Тим Брейкер… с лицом Шона Эшмора, который играл Джека Джойса (главного героя Quantum Break) и Дилана Фейдена (брата главной героини из Control). Tim Breaker – добавить одну букву, получится – time breaker – буквально ломающий время. Ха…и это учитывая то, что он говорит, что ему снятся разные миры, разный он. И Дилан говорил про параллельные миры, миры над мирами, внутри мирах. О-хре-неть.

Мистер Дор говорит, что Алан втянул в историю дорогого ему человека: Кого это Алан втянул? Сагу? Стоп…так Мистер Дор, это отец Саги?!

Встречаю Томаса Зейна: Томас Зейн – отец Алана или сам Алан, его альтернативная личность? Ведь Ахти и Тор с Одином, всегда называют его Томом, да и выглядят они одинаково, и сценарий фильма про поэта, если судить по обложке – писал Алан Уэйк. А Скретч тогда – все плохое, что есть в Алане, используемое темной обителью. А может Зейн и отец Алана, и одновременно придуманный им персонаж? Ведь лампа в форме ангела, которая мама подарила Алану, раньше принадлежала его отцу. А как известно, когда Алан пишет историю, он берет за основу факты из реальной жизни. Стало быть, он мог вписать Зейна? Или все-таки Томас Зейн = Алан Уэйк? Честно говоря, тут может быть и то, и другое. Мог и Алан вписать себя в историю, а мог и Зейн вписать в историю Алана. Взять хотя бы первую часть игры, которая является оммажем на сюжет фильма “Поэт Том”, снятый Зейном.

Все это – поймет только игрок, который играл в предыдущие игры Remedy и подмечал множество мелких деталей. Даже мне, тру фанату их игр, многое стало понятно только после второго прохождения…которое является обязательным.

Так, стоп” – скажет массовый игрок – “Мало того, чтобы понять Alan Wake 2, нужно сыграть во все игры Remedy, так еще и саму игру надо два раза пройти?! Какого хрена я должен страдать для понимания игры?

Глава третья – Все должны страдать.

-4

Когда мы начинаем игру, то Алан говорит следующее:

“Закон жанра – требует жертв. Каждый участник истории – должен страдать. История – подобна монстру. Эта история – сожрет нас заживо”

Каждый участник истории должен страдать…и игрок – часть истории. Ему придется страдать тоже. И если для фаната Remedy – страдание будет заключаться в бесконечном потоке мыслей игрока, его теориях и попытках разложить историю игры и ее события в линейном порядке, ведь та лихо закручивается, как спираль, то для массового игрока – будет страданием не только понимание всей игры, но и повторное прохождение, если он на него решится. Ведь чтобы история закончилась, нужно пойти на следующий виток.

Но зачем?

Ну, во-первых, для лучшего понимания всех аспектов. Ведь когда начинаешь играть во второй раз, многие моменты тебе становятся понятными. К примеру, та же история с Культом Дерева, играя повторно и уже зная, в чем их суть на самом деле, ощущения от игры уже совсем другие.

А во-вторых, это объяснено сюжетно.

Внимание, жирные спойлеры к концовке игры. Если кто-то еще не играл, но понял, что хочет пройти сам – дальше лучше не читай.

3

2

1

-5

В конце первого прохождения, Алан скажет – “это не петля, это спираль”. И знающий первую часть человек, сначала вспомнит знаменитое “это не озеро, это океан” – в конце первой части игры, когда оказалось, что Темная Обитель гораздо глубже и опаснее, что Алан еще не одержал победу над Тьмой, только над ее частью.

И что же теперь значит - “это не петля, это спираль”?

Начнем с того, что всю игру, нам представляли концепцию петли. Через истории Саги и Алана, через их хождения во Складках и Темной Обители, мы ходили по петле, по зацикленным локациям и сюжетам, которые менялись, но оставались, по сути, такими же. Игра заканчивается на той же концепции. Алан пожертвовал собой, и ему из раза в раз предстоит проходить те же события, а потом все забывать. По кругу, по кругу, по кругу…

Но при чем тут спираль?

Если нарисовать на бумаге петлю – то станет ясно, это зацикленная фигура, из которой нет выхода. Но если мы нарисуем спираль…круг, круг, круг, но в конце – кончик линии остается свободным. Идя по спирали, мы проходим несколько кругов, но в конце мы выходим. Спираль имеет конец.

И Алан не застрял в петле, он идет по спирали. И у него есть выход, как только он пройдет несколько витков – он выйдет на свободу. Вот почему существует второе прохождение. И вот, почему оно важно.

Вспомните начало игры. Лицо Алана со светящейся пулей в голове. При первом прохождении, можно подумать, что этот кадр отсылает нас к будущим событиям, но лично мне кажется, что это начало нового витка. Что пускай мы, как игрок, начинаем играть впервые, для самого Алана, это может быть уже не первый виток.

Но второй виток, второе прохождение для нас – это последний для Алана, после которого он будет свободен.

И действительно, в конце второго прохождения (во время которого все намекает нам на то, что мы близки к истинному финалу, а сами персонажи чувствуют дежавю) – Алан разрывает цикл и оказывается свободен, а дочка Саги – Логан – спасена. И…нас ждет третья часть. Третья часть саги об Алане. Как трилогия его книг в сюжете. Первая – Уход, Вторая – Посвящение, Третья – Возвращение. В третьей части Алан вернется окончательно.

Глава четвертая – Душно или не душно/ Сага и Алан.

-6

Хорошо, массовый игрок решается пройти Alan Wake 2 даже дважды. Но его все еще пугает возможный приступ духоты, как в первой части.

Мне нравится, как поступили Remedy в Alan Wake 2. Разделение игры на двух главных героев писателя Алана Уэйка и агента ФБР Саги Андерсон – необходимо не только в сюжетном, но и в игровом плане.

Устаешь от экшена и перестрелок? Переключись на историю Алана и дай себе отдохнуть. Ведь сюжетка за Уэйка куда менее динамична. За все прохождение за Алана, я вступила в стычку с противниками от силы раза два. Большую часть из них можно просто обойти – если не использовать фонарик, держаться от теней на расстоянии и особо не шуметь, можно беспрепятственно пройти куда тебе нужно, а если у тебя есть улучшение на замедленную реакцию врагов на твое присутствие, это вообще не составляет никакого труда.

Устал от потока информации, медленного повествования и тебе хочется сражения? Переключись на Сагу, побегай по открытым локациям, нарвись на одержимых и оторвись. Играя за Сагу, тоже можно избегать противников, но тут уже сложнее и проще их перестрелять. Игра тебе это позволяет, тем более что в отличии от первой части игры, где от свечения фонариком и перестрелок ты мог устать – здесь тебе и врагов меньше дали, да и сделали их более разнообразными, и фонариком тебе даже не так часто засвечивать приходится. Красота же! Remedy слушает своих игроков, но не поступается своим виденьем игры. И мне это нравится. Они делают то, что хотят сами, но и смотрят на фанатов. Слушают их. Искренне.

Так что да – массовый игрок, в индивидуальных случаях, но все же, сможет получить удовольствие от процесса игры. Сможет ли он правда его понять?

Вообще, разницу в понимании между фанатом и новичком во вселенной игр про Алана, Remedy сами же и простебали.

Есть в игре сцена, где Сага и Алан сидят за столом, а Кейси стоит возле окна. Сага повторяет вслух все то, что только что рассказал ей Алан – про Темную Обитель, про Историю и как она меняет мир – и для нее с Кейси, все это звучит, как бред сумасшедшего – ровно как и для новичка в игре, тем временем как Алан, хватаясь за голову – подтверждает, что все это правда, что все так оно и есть, все запутано и перепутано, но это правда – что прекрасно отображает бывалого игрока.

У меня это вызвало ехидный смешок. Причем не один такой за всю игру, Remedy вообще много чего навалило именно для знающих саму студию и их игры, и фаната это зацепит, в то время как незнающий игрок пропустит это мимо ушей или услышит, но не поймет.

Глава пятая - Alan Wake 2 – это искусство. Возможно – артхаус.

-7

Видеоигры – это искусство. Возможно, самая сложная форма искусства, которая существует на данный момент, ведь оно совмещает в себе столь многое.

Артдизайн, музыку, сюжетный текст, игровой процесс – все должно быть на уровне. В Alan Wake 2 – искусство имеет сюжетный вес, ведь именно творческих людей, использует Темная Обитель – именно у этих людей, есть способности к изменению реальности.

И Alan Wake 2 – тоже произведение искусства само по себе. И как любое произведение искусства, оно может быть непонятым. Тем более, что Alan Wake 2 – имеет в себе многие черты от артхауса – самого противоречивого вида искусства, расплывчатого, сложного к пониманию, имеющего несколько интерпретаций. Артхаус – вместо четкого ответа, дает тебе мешок намеков, которые ты, как на доске Саги – сам должен прикрепить куда нужно. И не факт, что прикрепишь правильно. А существует ли это “правильно”? Кто в артхаусе определяет правила? Его создатель? Или его потребитель?

И как же иронично, что в самом Alan Wake 2 – есть фильм “Белая Ночь” – артхаусное кино, снятое Томом Зейном и в какой-то мере отображающее события игры. Короткометражное артхаусное кино в артхаусной игре. Браво, Remedy.

Но Remedy сняли не только кино. Они еще и написали музыку.

Начиная от знакомых фанатам Old Gods of Asgard – которые подарили нам несколько шикарных треков в дополнении к шикарным уровням в игре. Мюзикл в сюжетке за Алана – это лучшая, лучшая сцена в игре – официально. Ее признают даже не фанаты игры, даже те, кто просто смотрел эту сцену в отрыве от самой Alan Wake 2. Она потрясающа. Эпичное сражение на Озере Колдрон в сюжетке Саги – эпик, эпик, и еще раз – эпик.

И заканчивая песнями в конце каждой главы игры. Remedy подошли очень изобретательно, они курировали исполнителей, направляли их и те вплетали строчки текста в свои песни, создавая их под игру. Каждая композиция – это отражение глав сюжета Alan Wake 2.

Зацикленная “This Road” – символизирующая вечное скитание Алана по петле.

“Wide Awake” – как удачно прерванный кошмар Алана и ода к его жене.

“Dark, Twisted & Cruel” – как мрачное предупреждение от Скретча.

И так далее, и так далее. Разве это не прекрасно? Разве это не показывает, насколько Remedy горели своим проектом?

И горели они так ярко, что на Game Awards 2023 получили награду за лучший нарратив, сценарий и визуал. Это ли не доказательство успеха?

Глава шестая – Стоит ли оно того?

-8

Alan Wake 2 – лояльна к новым игрокам. Но она перед ним не елозит. Если ты не знаком с предыдущими частями и взаимосвязанными играми, или если знаком, но прошел их поверхностно, она не будет объяснять каждый нюанс сюжета, пояснять за отсылки и давать внятные ответы на вопросы. Во многом, она даже не дает их фанатам, оставляя после себя либо вопросительный знак, либо многоточие.

Alan Wake 2 не та игра, которая объяснит себя сама. Она та, которая сама тебя спросит – о чем она? Как будто Alan Wake 2 знала, но забыла, как сам Алан все забывал в Темной Обители.

И…

Если фанат захочет ответить на этот вопрос, хотя бы попытается, то у массового игрока возникнут проблемы. “Как я могу знать, о чем игра, если она сама не знает о чем она?”

Так стоит ли играть в Alan Wake 2 тому, кто не столь углублен в повествование, как фанат серии?

Как и при любом знакомстве с искусством, потребитель сам решает, стоит ли ему это делать, или же нет. Создатель представляет вам свою работу и представляет выбор.

Remedy презентует Alan Wake 2 и ожидает, возьмете ли вы ее, или же нет? Они словно предсказывают реакцию – восторженность фанатов и сомнение массовых игроков.

Я, как фанат, беру ее и остаюсь довольной. Но не жду, что это сделает игрок, который решил сыграть в Alan Wake 2, но не был знаком с другими играми Remedy. Не жду, что он пройдет ее до конца и не бросит на середине. Тем более не жду, что он сделает это дважды и что поймет ее, что тоже посчитает великолепным видом искусства, что признает гениальность Сэма Лейка и других сотрудников компании.

Даже не задумываюсь о том, что он еще и будет ждать Alan Wake 3.

Я просто презентую ему свои мысли. А принимать их, или же нет…

Это личный выбор каждого.