Найти тему

Иран и Израиль — история дружбы и вражды

Оглавление

Иран и Израиль имеют давнюю историю взаимных претензий и вражды. «Характерами вы не сошлись как кошка с собакой,» - говорил о подобной неприязни герой одного известного фильма. Но где же корни этой вражды? И неужели она неискоренима?

Истоки

С древних времен еврейское государство подвергалось захватам более могущественными соседями. Это была нормальная парадигма Древнего мира - захват, подчинение, угнетение чужих интересов для обеспечения собственного процветания. Сами евреи, пока были сильны, без малейших колебаний покоряли соседние «братские народы» - идумеев, самаритян, арамеев, хананеев - и за счет их территорий создавали свой Израиль. Но как только на горизонте замаячили более сильные хищники, евреи вынуждены были сами превратиться в добычу: Египет, Вавилон, Рим по очереди захватывали еврейские земли и включали еврейское государство в свой состав в качестве провинции.

Исход евреев из Древнего Египта
Исход евреев из Древнего Египта

Когда это право сильного оформилось в благопристойные одежды законов и правил, начал складываться тот самый «культурный слой» взаимной вражды угнетенных и угнетателей, который мы имеем в наши дни. Лилипутия и Блефуску давно забыли, из-за чего разгорелась их война, но интересов своих они по-прежнему не намерены уступать.

Доисламский период

Стоит сказать, что отношения Ирана с Израилем не всегда отличались враждебностью. Из истории мы можем видеть, что до возникновения ислама иранцы не имели экзистенциальных претензий к евреям.

Так, в Персидской империи VI-V веков до н.э. евреи пользовались не только широкой автономией, но и не испытывали никаких притеснений со стороны иранских правителей. За несколько столетий до этого евреи оказались в плену сначала у своих соседей, родственных им ассирийцев, затем у вавилонян, пока, наконец, в 539 году до н.э. Вавилон не пал под ударами персидского царя Кира II, и для евреев не наступил период возрождения: Кир II позволил евреям восстановить Иерусалимский Храм (Второй Храм), Иерусалим стал центром еврейского мира, сформировав именно тогда парадигму развития еврейского общества как духовной метрополии в Иерусалиме и диаспор рассеяния в остальных странах. Такая модель устраивала и иранцев, и евреев. Но с возникновением движения сионизма модель сосуществования с «еврейским миром» стала меняться.

Кир II стремился покровительствовать народам, населявшим бывшее Вавилонское царство, дабы упрочить свою власть и заручиться их поддержкой. В первый же год царствования он издал эдикт, позволивший депортированным евреям вернуться на родину. / Фото: Wikimedia Commons
Кир II стремился покровительствовать народам, населявшим бывшее Вавилонское царство, дабы упрочить свою власть и заручиться их поддержкой. В первый же год царствования он издал эдикт, позволивший депортированным евреям вернуться на родину. / Фото: Wikimedia Commons

Сионизм, арийцы и ислам

В 1896 году широко известный венский журналист, писатель и драматург Теодор Герцль опубликовал свой проект создания еврейского государства. Этот проект стал основой идеологии сионизма, гласившей, что евреи не должны жить в диаспорах, что у них есть историческая родина - Палестина, и туда они должны вернуться. Евреи потянулись в Палестину, которая в тот период входила в состав Османской империи, а после войны стала подмандатной территорией Великобритании (т. е. Лига наций поручила Великобритании устроить дальнейшую судьбу Палестины) .

Иранцы, как и другие державы Ближнего Востока, считали, что евреи слишком активно «заполоняли» Палестину, нарушая веками сложившийся баланс расселения народов в этом регионе. Коротко этот тезис выглядел так:

«Вас никто не собирается притеснять, но и вы знайте честь: евреем можно быть и за пределами Палестины».

Защищая этот сложившийся баланс расселения, Иран выступил против создания двух государств - еврейского и арабского. Иран поддержал идею создания Палестинской Федерации, состоящей из Еврейской автономной области и Арабской автономной области, однако сионистские лидеры продавливали свою «мечту», не считаясь ни с чьим мнением. Еврейское государство было создано.

-3

Однако позже иранские власти начали налаживать с молодым еврейским государством закулисные контакты. Налаживание контактов велось через каналы в США, в том числе посредством личных встреч посланников Израиля и Ирана в ООН. Обсуждался вопрос признания Израиля и во время официального визита шаха Ирана в Вашингтон в конце 1949 года.

После того, как в 1949 году Турция официально признала Израиль, иранские власти уже могли не опасаться обвинений в том, что они первыми нарушили мусульманскую блокаду «сионистского образования», и в марте 1950 года правительство Ирана де-факто признало Израиль.

Позже Иран и Израиль геополитически оказались в одном лагере, отношения двух стран можно было назвать близкими. Шахский Иран продолжал относиться к Израилю как к партнеру, в том числе, внешнеполитическому партнеру в противостоянии Ирана с Ираком. Ситуация поменялась после свержения шаха в 1979 году. Исламская революция в Иране, вспыхнувшая в Иране, положила конец этому партнёрству.

«Все наши нынешние беды порождаются Израилем»

До Исламской революции 1979 года отношения Ирана с Израилем носили прагматический характер: Иран де-факто признал Израиль, вел с ним активную торговлю, покупая нефть и продукцию сельского хозяйства и поставляя промышленные товары и технологии, финансировал разработки израильских систем вооружения (истребитель «Арье», противокорабельные ракеты) и получал активную помощь Израиля в собственных ядерных разработках, совместно с Израилем создавал спецслужбу курдских сепаратистов для борьбы с режимом Саддама Хусейна. Еврейская община в Иране процветала. Евреи входили в состав Академии наук, преподавали в вузах, работали врачами.

Но вот режим шаха был свергнут, и ситуация поменялась с приходом к власти клерикалов во главе с аятоллой Хомейни. Антиизраильская риторика была одной из составляющих его антишахской пропаганды:

Израиль стремиться захватить экономику Ирана и подчинить её себе, всюду действуют «агенты Тель-Авива», которых прикармливает шах, прогоним шаха и евреев и будем жить счастливо!
Демонстранты сжигают израильский флаг во время похорон семи членов иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), убитых в результате удара в Сирии, в котором Иран обвинил Израиль. Тегеран, Иран. 5 апреля 2024 года. Фото: Atta Kenare / AFP / East News
Демонстранты сжигают израильский флаг во время похорон семи членов иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), убитых в результате удара в Сирии, в котором Иран обвинил Израиль. Тегеран, Иран. 5 апреля 2024 года. Фото: Atta Kenare / AFP / East News

Все связи с Израилем были разорваны, совместные проекты прекращены, торговля заморожена. Представительство Израиля в Тегеране было разгромлено, а его здание передано Организации освобождения Палестины. С тех пор Израиль стал врагом №1 для Ирана.

В какой-то момент иранских евреев действительно стали притеснять, но всё-таки все понимали, что евреи и Израиль это не одно и то же. Евреям сейчас ничего не грозит, они спокойно живут в Иране и даже имеют своего представителя в парламенте страны. Они ходят в синагоги, число которых только в самой столице достигает 11, празднуют свои праздники, работают, учатся.

В 1990-е годы Иран встал на путь активной поддержки шиитской ливанской террористической группировки «Хезболла», целью которой является создание в Ливане государства, подобного Исламской республике Иран. После свержения режима Саддама Хуссейна в Ираке Иран (получавший, несмотря ни на что, негласную поддержку Израиля в 1980-е годы для борьбы с Ираком) встал на путь поддержки также и суннитской террористической группировки ХАМАС, которая пришла к власти на территориях Палестинской автономии (Сектор Газа и Западный берег реки Иордан) и активно выступила против Израиля. Новый духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи называет Израиль «раковой опухолью» Ближнего Востока и призывает удалить её как можно скорее. Маятник взаимной вражды продолжает угрожающе раскачиваться.

Нынешний духовный лидер Ирана Али Хаменеи / Фото: Iranian Supreme Leader's Office
Нынешний духовный лидер Ирана Али Хаменеи / Фото: Iranian Supreme Leader's Office

«У нас есть общие надежды на мир»

Глава шахского правительства в изгнании наследный принц Реза Пехлеви считает, что все преграды к миру между Ираном и Израилем можно устранить в случае свержения режима Исламской революции:

«На протяжении многих лет я говорил, что судьбы народов Ирана и Израиля уникальным образом переплетены. У нас есть общие надежды на мир, но нам отказывает в этом общий враг — Исламская Республика».
www.stimson.org
www.stimson.org

Если статья была полезна для вас, подписывайтесь на мой канал в Телеграм либо на мой канал в самом Дзен:

Авторский канал востоковеда. Объясняю новости Ближнего Востока простыми словами, даю полную картину событий в регионе, подкрепляя всё своими мыслями и комментариями. https://t.me/vo100koved