Найти тему

Запретить себе хочу... Механизм ограничения выдачи онлайн-кредитов еще дорабатывается

Нижегородка Наталья в банковском приложении, установленном на смартфоне, попыталась рассчитать свой кредитный потенциал. Он рассчитывается по данным кредитной истории. И увидела, что на ней «висит» кредит.

Подвела кредитная история.

– Никаких кредитов я не брала, – уверяет нижегородка. – Онлайн-заем на меня взяли в банке, которым ни разу не пользовалась.

По словам Натальи, в офисе банка, который и выдал кредит на ее имя, ей дали выписку со счета, где видно, как деньги переводили на разные счета. Оказалось, что заем – 119 тысяч рублей – мошенники оформили через мобильное приложение банка на ее старый мобильный номер, который не принадлежит ей уже четыре года. Также аферисты, когда оформляли кредит, указали неверные место работы и зарплату.

– Я спросила сотрудников банка, почему так быстро одобрили кредит, – поделилась пострадавшая. – Мне ответили, что кредитная история хорошая, поэтому и одобрили.

Как рассказала Наталья, в банке она написала заявление, что кредитный договор не заключала, а денег не получала. Кроме того, в заявлении просила провести внутреннее расследование и прекратить ее обязательства по кредиту. Нижегородка интересуется, можно ли уже поставить запрет на онлайн-выдачу кредитов? Ведь об этом давно и много писали в прессе.

Действительно, еще в 2022 году Банк России издал распоряжение, которым предусмотрел возможность для клиентов банков добровольно ограничивать онлайн-операции для защиты от мошенников. Однако сделать это можно только в кредитной организации, в которой они обслуживаются.

– Установить запрет на дистанционные каналы можно в отношении отдельных услуг, например, переводов, онлайн-кредитования, или на все операции, – сообщала пресс-служба Банка России. – Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, клиенту нужно написать заявление в свой банк. Форму документа и порядок его направления определяет кредитная организация.

Как решит банк.

Но действует ли сейчас указание регулятора? Как ответили редакции в Волго-Вятском ГУ Банка России, в некоторых банках возможность устанавливать запрет на совершение онлайн-операций или ограничения на их параметры была и до вступления в силу указания Банка России. Такая опция доступна во многих банках и сейчас.

– Чтобы ввести запрет и ограничения на онлайн-операции, клиенту нужно обратиться в конкретный банк, – рассказали в ведомстве. – Кредитная организация должна внести уточнения в договор с клиентом о банковском обслуживании. Порядок внесения таких изменений банк определяет самостоятельно.

В Волго-Вятском ГУ Банка России уточнили, что указание касается только онлайн-операций и только банков. И по поводу запрета нужно обращаться в каждый банк, который вас обслуживает.

Однако, как оказалось, распоряжение регулятора выполняется не везде. Так, в пресс-службе ВТБ редакции сообщили, что пока такой сервис не внедрен. А вот, по данным пресс-службы Сбербанка, жители Нижегородской области могут установить или снять запрет на онлайн-выдачу потребительских кредитов и кредитных карт в любом офисе кредитной организации.

– Для обращения в офис необходимо иметь при себе паспорт и мобильный телефон. На номер, к которому привязаны сервисы Сбера, придет СМС с кодом подтверждения операции, – сообщает пресс-служба. – Также идентификацию личности в отделении можно выполнить по биометрии, если она подключена.

Механизм еще заработает.

Между тем, мошенники, как показывает практика, берут на людей кредиты и в банках, где последние никогда не обслуживались. Поэтому Банк России предложил, а Госдума это предложение уже приняла, ввести механизм «самозапрета» на кредиты и займы, который бы был зафиксирован в кредитной истории. Закон, а он вступает в силу с 1 марта 2025 года, предполагает, что запрет будет распространяться и на других кредиторов. Установить самозапрет можно будет через портал госуслуг или в МФЦ (многофункциональном центре). Для этого достаточно будет заполнить типовое заявление, выбрать желаемые условия запрета.

– Человек сможет установить запрет на получение заемных денег как по виду кредитора (банк или микрофинансовая организация (МФО), так и по способу обращения за кредитом или займом (в офисе и дистанционно или только дистанционно), – объяснили в Волго-Вятском ГУ Банка России. – Если человек действительно захочет получить кредит или заем, то он может отменить самозапрет в любой момент. Запрет снимут через день после внесения в состав кредитной истории гражданина соответствующей информации. Такой «период охлаждения» поможет людям принять более взвешенное решение. Услуга будет бесплатной и неограниченной по числу обращений.

После вступления в силу новых поправок, банки и МФО перед выдачей потребительских кредитов и займов должны будут проверять, есть ли в кредитной истории заемщика сведения о самозапрете. Если запрет установлен, – кредитор должен отказать в выдаче кредита. Но, если кредитор заключит договор несмотря на установленный запрет, то он не сможет потребовать от заемщика исполнения обязательств по кредиту. В таком случае, кредит, который вы не брали, можно будет не платить.

Вопрос дилетанта.

– Закон о самозапрете на выдачу кредитов принят депутатами Госдумы еще в феврале 2024 года. Он уже подписан президентом страны. Но начнет действовать только с 1 марта 2025 года. Почему такая разница по времени?

– Такая отсрочка нужна, чтобы принять ряд нормативных актов и технологически донастроить «Госуслуги», посредством которого клиенты банков и смогут воспользоваться самозапретом. До 1 сентября 2025 года реализовать возможность самозапрета должны МФЦ: к этому времени им необходимо подготовить системы и своих сотрудников к бесперебойному приему заявлений.

Цифры.

В первом квартале 2024 года мошенникам удалось украсть у клиентов банков 4,3 миллиарда рублей, сообщили в Банке России. Это на 6,3 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем, размер потерь граждан на 8 процентов превышает средние показатели хищений 2023 года, тогда как количество мошеннических операций практически не выросло.

Всего Банк России инициировал блокировку 14,8 тысячи мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях, а также направил для последующей блокировки операторам связи информацию о 48,6 тысячи телефонных номеров, которые использовали злоумышленники. В первом квартале банки отразили почти 13,9 миллиона попыток кибермошенников украсть деньги клиентов, предотвращено хищение на 2 триллиона рублей.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

]]>