Найти в Дзене
Geek Galaxy

Образ смерти в массовой культуре

Оглавление

Наткнулась на интересную тему и как-то само собой создалась статья. Уже прошло некоторое время с ее написания, и теперь смело можно поделиться ей тут. Точнее некоторыми выдержками.

***

Феномен смерти всегда являлся проблемой для человека, культуры и философии. Он актуален и сегодня. В культуре существует множество вариантов его осмысления. Смерть — популярный элемент массовой культуры, получают распространение темы, связанные с умиранием и жизнью после смерти.

Представлять смерть как некий образ с характерными чертами начали в Средневековье. До наших дней сохранились сюжеты средневекового искусства, которые персонифицируют образ смерти. Постепенно начал складываться образ смерти как антропоморфного существа, затем этот образ начал обретать пол. Четкая мужская принадлежность смерти, которая оформилась в современной популярной западной культуре, не всегда была такой очевидной.

Немного истории

Представлять смерть как некий образ с собственными чертами начали в Средневековье. До наших дней дошли сюжеты средневекового искусства, персонифицирующие образ смерти. В современной популярной западной культуре смерть чаще всего изображается в мужском обличии, но в искусстве и сознании людей также присутствовал образ женщины-смерти, особенно в период распространения чумы.

«Пляска смерти», Михаэль Вольгемут, 1493
«Пляска смерти», Михаэль Вольгемут, 1493

На рубеже ХХ века общество стало отрицать существование смерти. В отличие от предыдущих эпох, когда связанные со смертью обряды и ритуалы были частью повседневной жизни, современное общество старается просто не замечать её. Это приводит к тому, что смерть становится ещё более ужасающей, чем раньше.

Влияние Хэллоуина на популяризацию образа смерти

Образ смерти стал одним из центральных в современной массовой и медиакультуре. В начале XXI века тема смерти приобрела актуальность практически во всех сферах социальной и культурной жизни.

Рост популярности Хэллоуина в конце 1980-х годов привёл к изменению восприятия образа смерти. Одновременно с этим начался бум готической музыки, а также возрос интерес к историям о зомби и другим подобным сюжетам.

Фильмы о вампирах, зомби и прочих монстрах подогрели интерес зрителей к Хэллоуину и повлияли на выбор костюмов для этого праздника.

Кино и Хэллоуин тесно связаны: от выбора костюмов до коммерческого успеха. Фильм «Хэллоуин» Джона Карпентера, вышедший в 1978 году, задал тренд на фильмы ужасов и с тех пор этот привлекает людей.

Постер к фильму
Постер к фильму

К началу XXI века, показ контента, связанного со смертью, на телевидении достиг таких масштабов, что исследователи начали говорить о ней как о «спектакле». Став ключевым элементом индустрии развлечений, смерть начала доминировать в этой сфере.

Если в 1990-е годы готика и жанр ужасов пережили возрождение, то к 2000-м годам они уже не могли удовлетворить растущий интерес аудитории к сценам смерти и насилия. В результате, сцены экстремального насилия прочно заняли своё место на рынке развлечений. К середине 2000-х годов они стали проникать и в другие жанры, что вызвало критику со стороны экспертов.

Новый старый образ Смерти

В известной компьютерной игре Sims образ смерти с годами приобрел совершенно новые черты. Если прежде она просто забирала персонажа, то теперь глубже включена в игровой процесс как субъект и может взаимодействовать с персонажами.

По–новому осмысливается образ смерти и в романах Терри Пратчетта, где у смерти есть семья, привязанности и характер, или в мистических сериалах, таких как «Зачарованные» и «Сверхъестественное», где смерть – полноценный персонаж со своей мотивацией.

Появление Смерти в сериале «Сверхъестественное»
Появление Смерти в сериале «Сверхъестественное»

Ярчайшим примером модификации образа смерти, по мнению исследователей, является известный фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк», в котором роль смерти сыграл Брэд Питт. У смерти появляется еще один момент, очень человеческий: смерть влюбляется. Смерть приходит специально к персонажу Хопкинса, потому что хочет, чтобы он показал жизнь, хочет понять, почему люди так цепляются за нее. Смерть говорит: «Чем лучше ты мне будешь это показывать, тем дольше я пробуду с тобой, тем дольше ты проживёшь». В начале фильма они конфликтуют, но заканчивается все своеобразной дружбой главных героев.

Кадр из фильма «Знакомьтесь, Джо Блек»
Кадр из фильма «Знакомьтесь, Джо Блек»

Создатели кровавых «ужастиков» концентрируют зрительское внимание на страхе потенциальной жертвы, натуралистично показывают момент нападения на нее и его последствия» . Несмотря на то, что исследователи расходятся во мнениях по вопросу о том, когда же именно насилие завладело индустрией развлечений, трудно оспаривать, что популярная культура стала сегодня гораздо более «кровавой»: Если сравнить современные фильмы ужасов со старой киноклассикой или картины о гангстерах с аналогами 1930‐х годов, будет очевидно, что изображение насилия на экране стало более детализированным и ярким.

В наши дни трудно представить себе фильм ужасов или роман, в котором авторы не ставят перед собой цель максимально поразить свою аудиторию эффектом «кошмар наяву». Вот только некоторые примеры: «Сумерки», «Ночной дозор», «Дневники вампира», «Настоящая кровь», «Белоснежка и охотник», «Зачарованные», «Ван Хельсинг», «Сверхъестественное», «Пацаны», «Живые мертвецы».

Таких фильмов и романов сотни, и всем им присущи некоторые общие черты в плане сюжетной структуры. Мы видим, как чудища преследуют главных героев; монстры демонстрируют невообразимую магическую мощь, а сами сцены погони изобилуют устрашающими подробностями насилия.

Вывод

Смерть, как образ, потеряла однозначность – она не всегда символизирует конец существования, а может приходить, чтобы напомнить о чем–то или принять участие в человеческих делах. В сегодняшней массовой культуре смерть радуется обычным жизненным мелочам, может даже вступить в романтические отношения. Внешний образ остается классическим, но то, как он взаимодействует с людьми, кардинально отличается от того, как это было ранее.

Благодаря прямому взаимодействию с человеком в продуктах современной культуры смерть фактически очеловечивается, приобретает личностные черты. Одновременно с этим происходит размывание негативного образа смерти как чего–то безусловного и пугающего. Раньше смерть была персонажем однозначно негативным, тем, кого мы старались избежать. Но теперь это не так.