Наткнулась на интересную тему и как-то само собой создалась статья. Уже прошло некоторое время с ее написания, и теперь смело можно поделиться ей тут. Точнее некоторыми выдержками.
***
Феномен смерти всегда являлся проблемой для человека, культуры и философии. Он актуален и сегодня. В культуре существует множество вариантов его осмысления. Смерть — популярный элемент массовой культуры, получают распространение темы, связанные с умиранием и жизнью после смерти.
Представлять смерть как некий образ с характерными чертами начали в Средневековье. До наших дней сохранились сюжеты средневекового искусства, которые персонифицируют образ смерти. Постепенно начал складываться образ смерти как антропоморфного существа, затем этот образ начал обретать пол. Четкая мужская принадлежность смерти, которая оформилась в современной популярной западной культуре, не всегда была такой очевидной.
Немного истории
Представлять смерть как некий образ с собственными чертами начали в Средневековье. До наших дней дошли сюжеты средневекового искусства, персонифицирующие образ смерти. В современной популярной западной культуре смерть чаще всего изображается в мужском обличии, но в искусстве и сознании людей также присутствовал образ женщины-смерти, особенно в период распространения чумы.
На рубеже ХХ века общество стало отрицать существование смерти. В отличие от предыдущих эпох, когда связанные со смертью обряды и ритуалы были частью повседневной жизни, современное общество старается просто не замечать её. Это приводит к тому, что смерть становится ещё более ужасающей, чем раньше.
Влияние Хэллоуина на популяризацию образа смерти
Образ смерти стал одним из центральных в современной массовой и медиакультуре. В начале XXI века тема смерти приобрела актуальность практически во всех сферах социальной и культурной жизни.
Рост популярности Хэллоуина в конце 1980-х годов привёл к изменению восприятия образа смерти. Одновременно с этим начался бум готической музыки, а также возрос интерес к историям о зомби и другим подобным сюжетам.
Фильмы о вампирах, зомби и прочих монстрах подогрели интерес зрителей к Хэллоуину и повлияли на выбор костюмов для этого праздника.
Кино и Хэллоуин тесно связаны: от выбора костюмов до коммерческого успеха. Фильм «Хэллоуин» Джона Карпентера, вышедший в 1978 году, задал тренд на фильмы ужасов и с тех пор этот привлекает людей.
К началу XXI века, показ контента, связанного со смертью, на телевидении достиг таких масштабов, что исследователи начали говорить о ней как о «спектакле». Став ключевым элементом индустрии развлечений, смерть начала доминировать в этой сфере.
Если в 1990-е годы готика и жанр ужасов пережили возрождение, то к 2000-м годам они уже не могли удовлетворить растущий интерес аудитории к сценам смерти и насилия. В результате, сцены экстремального насилия прочно заняли своё место на рынке развлечений. К середине 2000-х годов они стали проникать и в другие жанры, что вызвало критику со стороны экспертов.
Новый старый образ Смерти
В известной компьютерной игре Sims образ смерти с годами приобрел совершенно новые черты. Если прежде она просто забирала персонажа, то теперь глубже включена в игровой процесс как субъект и может взаимодействовать с персонажами.
По–новому осмысливается образ смерти и в романах Терри Пратчетта, где у смерти есть семья, привязанности и характер, или в мистических сериалах, таких как «Зачарованные» и «Сверхъестественное», где смерть – полноценный персонаж со своей мотивацией.
Ярчайшим примером модификации образа смерти, по мнению исследователей, является известный фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк», в котором роль смерти сыграл Брэд Питт. У смерти появляется еще один момент, очень человеческий: смерть влюбляется. Смерть приходит специально к персонажу Хопкинса, потому что хочет, чтобы он показал жизнь, хочет понять, почему люди так цепляются за нее. Смерть говорит: «Чем лучше ты мне будешь это показывать, тем дольше я пробуду с тобой, тем дольше ты проживёшь». В начале фильма они конфликтуют, но заканчивается все своеобразной дружбой главных героев.
Создатели кровавых «ужастиков» концентрируют зрительское внимание на страхе потенциальной жертвы, натуралистично показывают момент нападения на нее и его последствия» . Несмотря на то, что исследователи расходятся во мнениях по вопросу о том, когда же именно насилие завладело индустрией развлечений, трудно оспаривать, что популярная культура стала сегодня гораздо более «кровавой»: Если сравнить современные фильмы ужасов со старой киноклассикой или картины о гангстерах с аналогами 1930‐х годов, будет очевидно, что изображение насилия на экране стало более детализированным и ярким.
В наши дни трудно представить себе фильм ужасов или роман, в котором авторы не ставят перед собой цель максимально поразить свою аудиторию эффектом «кошмар наяву». Вот только некоторые примеры: «Сумерки», «Ночной дозор», «Дневники вампира», «Настоящая кровь», «Белоснежка и охотник», «Зачарованные», «Ван Хельсинг», «Сверхъестественное», «Пацаны», «Живые мертвецы».
Таких фильмов и романов сотни, и всем им присущи некоторые общие черты в плане сюжетной структуры. Мы видим, как чудища преследуют главных героев; монстры демонстрируют невообразимую магическую мощь, а сами сцены погони изобилуют устрашающими подробностями насилия.
Вывод
Смерть, как образ, потеряла однозначность – она не всегда символизирует конец существования, а может приходить, чтобы напомнить о чем–то или принять участие в человеческих делах. В сегодняшней массовой культуре смерть радуется обычным жизненным мелочам, может даже вступить в романтические отношения. Внешний образ остается классическим, но то, как он взаимодействует с людьми, кардинально отличается от того, как это было ранее.
Благодаря прямому взаимодействию с человеком в продуктах современной культуры смерть фактически очеловечивается, приобретает личностные черты. Одновременно с этим происходит размывание негативного образа смерти как чего–то безусловного и пугающего. Раньше смерть была персонажем однозначно негативным, тем, кого мы старались избежать. Но теперь это не так.