Дизайн — ключевой этап в создании любого проекта. Однако, помимо креативной работы, фрилансерам часто приходится тратить много времени на согласования, правки и другие административные задачи. Как же увеличить доход и сократить время на эти процессы? Ответ кроется в правильном брифе!
Работая фрилансером много лет, я создала сотни проектов для известных брендов. Сейчас на один проект у меня уходит полторы-две недели, хотя раньше на это уходил месяц. И даже прокачка скилла не сильно меняла ситуацию. Со временем я осознала, что основная проблема — это отсутствие взаимопонимания с клиентами. Недопонимания и разногласия в процессе работы приводили к задержкам и множеству правок, что значительно увеличивало сроки завершения проектов.
Решение пришло с использованием качественного брифа. Долгое время я тестировала различные подходы и теперь готова поделиться своими наблюдениями и инструментами.
Зачем дизайнеру бриф?
Сначала я считала этот этап лишним. Казалось, что проще обсудить всё в паре сообщений в мессенджере. Но на практике бриф значительно сокращает время на излишнее общение с клиентом. Вот как он помогает:
- Чёткое формулирование задачи. Вопросы в брифе помогают точно понять, каким должен быть результат. Это избавляет от необходимости дополнительно уточнять детали у клиента, ждать ответа или организовывать звонки.
- Подталкивание клиента к размышлению. Заказывая дизайн, клиент часто не знает, чего хочет. Бриф помогает избежать ситуаций, когда клиент вспоминает важные детали уже ближе к финалу проекта.
- Фиксация договорённостей и ожиданий. Обе стороны чётко понимают, что будет сделано и что получат в итоге. Это значительно сокращает количество правок.
- Защита от недобросовестных клиентов. Бриф помогает избежать ситуаций, когда клиент требует большего объёма работы, чем обсуждалось. Это снижает риски срыва проекта.
В результате, время, которое мы тратим на обсуждения и корректировки, теперь можно направить на другие проекты. Эта идея изначально мне не приходила в голову, я думала, что с увеличением количества заказов меня просто завалит рутиной. Однако на практике выяснилось, что вся рутина быстро решается на этапе согласования, и теперь я с удовольствием могу погрузиться в творчество. Этот подход помог мне увеличить доход почти в 3 раза за счёт сэкономленного времени.
Что делать, если клиенты не заполняют бриф?
Раньше я отправляла клиентам файлы .doc для заполнения в свободной форме, но это плохо работало. Многие не знали, что писать, а некоторым было просто лень. Затем я начала использовать таблицы в Google Docs, но их сложно редактировать, и нужно было создавать отдельную копию для каждого клиента.
Сейчас я использую сервис Breefy.io. Он позволяет взять готовый шаблон и настроить его под себя. Клиенты отмечают варианты ответов галочками, а не пишут всё от руки, А я легко управляю шаблонами.
У меня есть всего несколько шаблонов для разных задач, и мне не нужно создавать копии документов для каждого клиента по отдельности. Я отправляю одну и ту же ссылку клиентам со схожими задачами. Заполненные брифы формируются в PDF и приходят на почту мне и клиенту.
Бриф поможет избежать необоснованных правок
Или, по крайней мере, убедить клиента доплатить за них. Имея чёткое описание задачи, легко определить, где я не доработала, а где дело в капризах клиента или новых вводных. Бриф также может стать аргументом в спорных ситуациях. У меня был случай, когда клиент добавил дополнительные требования прямо в гугл документ, спустя месяц работы, убеждая меня в том, что мы всё утвердили и я не выполнила часть договоренностей. Теперь и у меня, и у клиента есть PDF документ, к которому можно обратиться в случае споров.
В заключение
Я прошла большой путь от отрицания до тщательно проработанного брифа. На разных этапах я использовала разные инструменты:
- Отправка файлов .doc — неэффективный и неудобный способ не только для меня, но и для клиентов. Часто такие документы заполняются поверхностно, после чего возникает путаница из-за множества одинаковых файлов и их версий. Также приходится ожидать, когда клиент будет у компьютера, чтобы заполнить файл, потому что с телефона это сделать практически невозможно.
- Google Docs — гибкий инструмент, но создание копий и настройка полей занимает много времени. Основное преимущество — за него не нужно платить.
- Онлайн-конструкторы — моя находка. Эти сервисы появились недавно и значительно упростили рабочий процесс. Я использую сервис Breefy, но, возможно, есть и другие варианты. Он поможет не путаться в файлах, дает возможность создавать новые шаблоны и гибко настраивать формы, которые удобно заполнять с телефона. Еще одним плюсом является доступность цены, так как за другие подписки приходится платить больше.
Для наглядности вынесла все преимущества и недостатки инструментов в табличку:
На этом всё. Делитесь в комментариях, как вы брифуете клиентов!