Найти тему
Вечерняя Казань

Центробанк не напугал инвесторов в Татарстане

Несмотря на высокую ключевую ставку, в республике реализуют более сотни проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Елена Новицкая/ ТАСС
Елена Новицкая/ ТАСС

В ноябре прошлого года исполнительный директор АНО «Национальный центр государственно-частного партнерства (ГЧП)» Максим Ткаченко, выступая на VI Межрегиональном отраслевом форуме по государственно-частному партнерству, который проходил в Казани, акцентировал внимание на негативном влиянии высокой ключевой ставки на механизм ГЧП.

— При ключевой ставке в 15% и ставке выше 20% по проектам это заградительный барьер для любого ГЧП в мире. Не существует ГЧП в таких показателях. Либо мы должны развивать механизм субсидирования процентной ставки, либо существенно увеличивать объем бюджетного плеча в проектах, чего бы не хотелось делать, либо должны предлагать льготные инструменты фондирования, как «Дом.РФ». Но и ставка «Дом.РФ» существенно вырастет из-за текущего ключа. И это серьезный вызов для рынка, — предупреждал Ткаченко.

Однако, несмотря на опасения, непростая ситуация на рынке пока не оказала серьезного влияния на реализацию проектов государственно-частного партнерства в Татарстане. По результатам свежего рейтинга субъектов РФ по уровню развития ГЧП за 2023 год республика вошла в топ-10, хотя еще несколько лет назад была только 67-й.

— По состоянию на 1 мая текущего года в республике действовало 125 контрактов. Из них 124 – это концессионные соглашения и одно о муниципально-частном партнерстве. Объем инвестиций составляет более 112 миллиардов рублей. Мы используем два основных механизма ГЧП. Это 224-ФЗ («О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...») и 115-ФЗ («О концессионных соглашениях»). Помимо этого, существует ряд иных, таких как офсетные, энергосервисные контракты, договоры аренды с инвестиционными обязательствами. Сейчас включены в методику по уровню развития ГЧП и договоры о комплексном развитии территории и многое другое. В любом случае создавать инфраструктуру без правового инструмента невозможно. Регион должен будет выбирать, какой механизм все-таки использовать, — рассказала «Вечерней Казани» руководитель регионального Агентства инвестиционного развития (АИР) Талия Минуллина.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Минуллина добавила, что только в первом квартале текущего года заключено 2 концессионных соглашения по созданию спортивных объектов в Зеленодольске и Казани. Осенью прошлого года они успешно прошли отбор в Министерстве спорта РФ. В третьем квартале ожидается подписание договора о муниципально-частном партнерстве по созданию спортивного объекта в Набережных Челнах. Проект получил одобрение раиса Республики Татарстан.

— В декабре прошлого года два проекта с применением механизма государственно-частного партнерства успешно прошли инвестиционный совет. Это спортивный объект в Набережных Челнах с объемом инвестиций 1,7 миллиарда рублей и проект в IT-сфере… Второй проект на сегодняшний день находится на стадии принятия решения Кабмином Татарстана о его реализации. После этого все поступившие документы от частного инвестора будут размещены на сайте torgi.gov.ru для дальнейшего заключения соглашений о ГЧП, — отметила глава АИР.

Кроме того, в настоящее время на рассмотрении находятся проекты ГЧП по сооружению объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры и в сфере здравоохранения.

— Поступила частная концессионная инициатива, и в настоящее время ведутся переговоры с компанией по обсуждению существенных условий для заключения концессионного соглашения, — рассказала Минуллина.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Об обширном проектном опыте Татарстана знают и в АНО «Национальный центр ГЧП» (НЦ ГЧП).

— Крупнейшим в регионе является проект автодороги Алексеевское – Альметьевск в составе платной трассы Шали (М-7) – Бавлы (М-5) стоимостью 102,5 миллиарда рублей, в социальном секторе это 3 школы – в Набережных Челнах, Казани и Арском районе, которые реализуются с участием ГК «ПроШкола», физкультурно-оздоровительные комплексы также с привлечением средств федерального бюджета, а также известные и успешно эксплуатируемые Нижнекамские термы, — напомнили в НЦ ГЧП.

Всего в Приволжском федеральном округе на данный момент реализуются порядка 770 проектов с общим объемом инвестиций более 1 триллиона рублей, из которых больше половины – это частные вложения (589,8 миллиарда рублей). В упомянутом выше рейтинге Нижегородская область и вовсе заняла второе место, пропустив вперед только Москву.

В целом по стране, по данным платформы «Росинфра» на сегодняшний день осуществляются более 3,5 тысячи проектов на сумму 5,5 триллиона рублей. Из них 3,9 триллиона приходится на частные инвестиции (70 процентов от общего объема инвестиций – средства частных инвесторов). В 2022–2023 гг., за 2 года, законтрактовано 1,7 триллионов рублей, что составляет почти треть от всего объема инвестиций в проекты ГЧП в России.

— В 2023 году удалось выйти на позитивные показатели в основном за счет капиталоемких кампусов и городского электротранспорта, — подчеркнули в НЦ ГЧП.

В первом квартале 2024 года в центре наблюдают снижение темпов запуска проектов ГЧП. К примеру, в 2 раза сократился объем публикуемых лотов и частных инициатив, размещаемых органами власти в ГИС «Торги». Однако эксперты считают, что делать окончательные выводы преждевременно.

— Рост ставки, конечно, не может не вызывать вопросы и влияет на мотивацию участников рынка ГЧП при запуске новых проектов. Учитывая, что проекты ГЧП долгосрочны, они будут испытывать влияние волатильности процентной ставки как на инвестиционной стадии, так и в период эксплуатации. Ключевой аспект – это качественное структурирование проектов и баланс рисков, в том числе учет особых обстоятельств, которые позволят компенсировать возможные последствия в виде удорожания стоимости долгового финансирования, а также стоимости строительства и эксплуатации. В текущей экономической ситуации возросла роль привлечения льготного финансирования, мер государственной поддержки, которые повышают инвестиционную привлекательность проектов ГЧП. К примеру, с начала года уже заключено 5 концессионных соглашений общей стоимостью 20,5 миллиарда рублей в сфере ТКО, в которых предварительно подтверждено участие РЭО с льготными механизмами финансирования (это проекты в ЯНАО, Новосибирской области и Краснодарском крае), — рассказали в НЦ ГЧП.

В организации уверены, что федеральные меры поддержки, в том числе субсидирование ставки, льготных кредитов, масштабирование практики применения механизмов квази-ГЧП, например офсетных контрактов, приоритизация новых отраслей на федеральном уровне и создание инвестиционных стимулов для выполнения целевых показателей позволят продолжать наращивать частные инвестиции в реализацию проектов.

В АИР снижения показателей не заметили.

— Повышение ключевой ставки никак не отразилось на тех проектах, которые в первую очередь необходимо развивать в регионах. Возможно, если бы были проекты в сфере образования, где большая часть возвратных денежных средств частного инвестора осуществляется за счет бюджета и где есть заемные средства, то тогда, не исключено, это бы отразилось, и очень сильно, — пояснила Минуллина, добавив, что «ключевая ставка влияет на любой механизм ГЧП, но если только на этом зацикливаться, то никакая инфраструктура не будет развиваться».

В АИР также проанонсировали старт проектов ГЧП в дорожной, коммунальной, спортивной и IT-сферах начиная со следующего года.

Автор материала: Галия Шакирова