Венский музей истории искусств провел реставрацию известной картины Питера Брейгеля Старшего – «Самоубийство Саула». Картина основана на библейской истории о том, как первый царь израильского народа Саул потерпел поражение в войне с филистимлянами и в отчаяние совершил самоубийство, бросившись на меч.
Реставраторы исследовали картину при помощи инфракрасного сканирования рентгеновских лучей, что позволило открыть некоторые до сих пор неизвестные особенности творческого метода Брейгеля. Но нет ответа на один из главных вопросов, связанных с этой картиной 1562 года – что за животные изображены на заднем плане слева на дороге у реки.
Там несколько персонажей едут на каких-то существах, очень напоминающих динозавров. И это при том, что понятие «вымершие динозавры» в то время еще не существовало, их окаменевшие останки вообще еще не были найдены.
Но тогда, возможно, картина Брейгеля отражала рассказы людей, которые где-то видели древних рептилий - остатки поколений, которых все еще населяли разные глухие места. Известно немало историй с утверждениями о том, что какие-то особи из популяций ящеров могли дожить до времен человеческой цивилизации.
В том числе где-то могли еще жить и остатки популяций птеродактилей и других летающих ящеров. Ведь трудно считать случайностью, что в сказках самых разных народов фигурируют драконы.
Драконы являются постоянным сюжетом не только легенд, но и магических обрядов и ритуалов, который возникли у первобытных племенах - значит, древние люди видели каких-то таких существ. В этих магических обрядах юноши, чтобы войти в мир взрослых, должны были выдержать разные испытания – и у многих народов это происходило в специальных сооружениях, имитирующих гигантского дракона.
Юноши, вступающие в это здание, как бы проглатывались драконом и в конце извергались из него уже в мир взрослых, в новом качестве и с новыми способностями. Например, считалось, что пребывание в желудке дракона давало вернувшимся магические способности, в частности власть над зверями. Так герои древних легенд (а позже и сказок) получали новые свойства, начинали понимать язык животных.
Эти древние обряды позже нашли отражение в многочисленных мифах. В них человек возвращался из чрева дракона не только с новыми знаниями, но и с новыми полезными предметами.
Эти представления о магических дарах, которые может получить человек, попавший внутрь дракона и вернувшийся оттуда, легли в основу легенд о том, как великие охотники приносили из чрева дракона первый огонь.
Позже, при появлении земледелия, стали рассказывать, что из дракона приносили первые плоды земли, а также гончарное искусство.
Мифы о крылатых змеях получили широкое распространение в культурах Средиземноморья, ярким примером этого является египетская богиня Уаджит. Геракл при совершении одного из своих подвигов впрыгнул в пасть змея, пробыл там три дня и затем выбрался наружу, разрезов змея изнутри. Ясон в Колхиде бросился в пасть змея, чтобы убить его и добыть золотое руно.
В средние века в Западной Европе возникла обширная драконология, драконов разделяли на несколько видов. Например, один из видов назывался «виверны».
Слово wyvern восходило к англо-французскому понятию wivre, guivre - от латинского vipera («гадюка»).
Первое использование этого слова было зафиксировано в 1610 году. Ключевое различие заключалось в следующем: о вивернах рассказывали, что у них - только одна пара лап, а у других драконов - две пары лап, передние и задние. Из норвежского фольклора пришло еще название «линорм» или «линдворм« - дракон, у которого не было крыльев.
Драконы упоминались в легендах, в пьесах Шекспира. И, конечно, самый знаменитый сюжет – это дракон и Георгий Победоносец.
По легенде, в окрестностях Бейрута жил дракон, который нападал на людей. В конце концов местный царь был вынужден отправить на съедение дракону свою дочь - но Святой Георгий убил дракона и спас царскую дочь и царство.
Впрочем, в некоторых версиях этой легенды можно увидеть и другой исход. По этой версии, дракон чудесным образом изменился и исправился - и его пощадили. И Георгий даже приносил ему еду - как это избражено на одной греческой иконе.