Найти тему

Как найти еврейские корни, и немного негероической биографии

В предисловии расскажу, что до 2020 года мы были уверены, что в нашей семье нет еврейских корней. Да, мама по внешности похожа, но к еврейской интеллигентности добавлялась еще и 100- процентная уверенность. В один из дней моего исследования я получила письмо от коллеги по генеалогии (в дальнейшем она станет моей четвероюродной сестрой) после выяснения общих точек прикосновения Фурман о наличии в семейном архиве Негероической биографии ее деда Захара Фурмана, которую оформлял ее дядя Вадим Фурман.

Я распечатала и стала черкать. Факты, гипотезы, мысли по строчкам.

Фурман З.Г. "Негероическая биография"

"Я РОДИЛСЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ,

Близ Байкала, в селе Кимильтей.

Рос, как все ребятишки в мире,

Из нормальных, простых семей."

Фурман Захар Григорьевич родился в Кимильтее Иркутской области (Бабушка Галя тоже жила в Кимильтее).

"Жизнь моя начиналась трагично:

Мать погибла совсем молодой.

Я остался тогда трехгодичным

С старшим братом и малой сестрой.

Брату пять, а сестренке годик,

Мы теряли родное крыло,

То, которое в непогоду

Нас укрыть и сберечь могло. "

Фурман Александр (по анкете) родился в 1910 году. Если ему было пять лет, то Фурман Софья умерла в 1915 -1916 году. Фурман Серафима (сестра Захара и Александра) родилась тогда в 1915 году (первая несостыковка была с датой рождения на памятнике). Возраст Захара тоже известен, родился он в 1912 году.

"Мне запомнился день голубой,

Летний, солнечный, жаркий особо,

И плывущий над скорбной толпой

Силуэт непокрытого гроба.

Ничего я понять не мог.

Мне казалось всё это забавой,

Но щемить стала боль тревог,

Когда мать обернули в саван,

А потом опустили в провал

Кем-то свеже-отрытой могилы.

Я почувствовал, что терял

Навсегда её образ милый.

С этих пор беспокойный сон

Меня сделал совсем нездоровым

По ночам заводить патефон

Заставлял неуёмным рёвом.

Поднимался с постели отец,

Хоть спросонья его качало,

И нелепо "Ухарь купец"

Среди ночи задорно звучало."

В 1915 году отец Захара Фурмана (Григорий Фурман) жив.

"Нас теперь поручили бабусе,

Но мы не были мягки, как воск,

А в блажном её, барском вкусе

Было как-то придать нам лоск.

Одевала она нас в штанишки

До колен без привычных прорех,

Так, что все на деревне мальчишки

Нас везде поднимали на смех.

Не могли мы мириться с «позором».

Он давил нас, как тяжкий пресс.

Мы покончили с бабкиным вздором,

Отказавшись от шорт наотрез.

Иногда, а то было редко,

Собирала нас бабка в кружок.

Раздавала сухие конфетки,

Уж давно отлежавшие срок."

Бабушка Захара тоже была жива в 1915 году, взяла на себя воспитание трех внуков. Барские замашки и штанишки без прорех намекают нам на происхождение бабушки. Проверим.

"Бережлива была бабуля

И хранила конфетный запас

В недоступном для нас бауле,

Где-то спрятав подальше от глаз.

Ребятишки народец дошлый,

Любопытства не занимать,

Вот и мы попросили о прошлом

Нам подробнее рассказать.

И поведала с бабкой беседа

Вечерами при тусклых свечах,

Что несла она после деда

Семь детей на своих плечах:

Соня, Вера, Лёля, Анюта,

Валя, Ляда и наш отец".

Соня, Вера, Лёля, Анюта - Анна (Нюся), Валя, Ляда (Лида) и Григорий - дети бабушки Захара. Гутя- это, возможно, Леля. Или было 7 дочерей.

Фурман Григорий Исаевич (1885-86 - 1930 ор.)
Фурман Григорий Исаевич (1885-86 - 1930 ор.)
 Фурман Анна (Ханна) (Нюся) 1892-1972
Фурман Анна (Ханна) (Нюся) 1892-1972

Фурман Лидия (Роба) Иннокентьевна (Исаевна) 1900-1974
Фурман Лидия (Роба) Иннокентьевна (Исаевна) 1900-1974
Фурман Валентина (Хава) Исаевна, в квартире Улан-Удэ на ул. Терешковой
Фурман Валентина (Хава) Исаевна, в квартире Улан-Удэ на ул. Терешковой

На одной из фотографий есть Вера (умерла в 1917).

Фурман Вера Иннокентьевна (1881 (по записи о крещении)- 19.12.1917).
Фурман Вера Иннокентьевна (1881 (по записи о крещении)- 19.12.1917).

Теперь предстоит узнать, кто есть Леля и Соня. У Сони должна быть дочь Рая (Раиса), внуки Иван (примерно 1948 г.) и Николай (1950 г.р.), жили в Иркутске. Раиса в 1970-х работала в одном из иркутских научно -исследовательских институтов (НИИ?).

Внуки Сони Фурман  и дети Раисы Иван и Николай (Иркутск).
Внуки Сони Фурман и дети Раисы Иван и Николай (Иркутск).

"– Это были такие путы,

Что связали её вконец.

Все девицы не были робки,

В них бродил уже жизни сок,

И сошли бы легко на тропку,

Где их мог совратить порок.

О судьбе дочерей беспокоясь,

Понимая, что надо спешить,

Бабка вдруг совершила такое,

Что могло к ней презренье внушить.

Она знала: в сибирском еврействе

Женихов дочерям не найти,

И решается твёрдо семейство

Повести по иному пути.

Отказавшись от постоянства

Своей вере, и зла не боясь,

Она вскоре для христианства

Навсегда от неё отреклась.

Но пугал её гнев Иеговы,

И, чтоб страх перед ним залечить,

Бабка тайно от глаза дурного

Ему страстно молилась в ночи.

А отец оставался в еврействе,

Своей вере не изменил.

Враг был всякого фарисейства,

Им нигде, никогда не грешил,

Он в религии был нейтральным,

К любым верам разумно терпим

И таким поведеньем похвальным

Стал особенно нами любим.

Был отец в чём-то явно греховен,

Но богам не растил доход

И свой талес и могендовид

Положил без нужды в комод".

Так возникла гипотеза, что-все таки была смены веры и переход в православие. Когда она это совершила, деда (Исая - прим. автора) уже не было в живых. Предполагаем, что Исай умер в период с 1900 по 1909, вероятнее всего в 1905 (когда было восстание в Кимильтее). Иркутский архив не нашел смерти Исая псле 1905 года. И тогда Прасковья Фурман родилась примерно в 1865.

"Мы обряды блюли без разбора,

Не вникая в их существо,

– Проводили в согласии, без спора

Дважды пасху и рождество.

Чтоб не ссориться с прежним богом

И притом угодить отцу

Наша бабушка понемногу

Выпекала для всех мацу,

А затем, изменяя привычке,

По-еврейски молиться в ночи,

Принималась красить яички,

Стряпать пасху и куличи.

Для семьи это было типичным,

К вере я равнодушным рос.

Были мне до конца безразличны

Иегова, Будда и Христос.

В эти годы по всей Европе

Бушевала большая война,

Но отца из-за плоскостопья

Не коснулась её волна.

Помню, всё же, как гнали парней,

Слезы жён, матерей и дочек,

Песню тех суматошных дней

"Последний нонешний денёчек"

Ну, а в нашей большой семье

Было все по-привычному тихо,

Но порой становилось и мне

Почему-то тревожно и лихо.

Может быть, потому, что в разъезде

Постоянно был наш отец.

Он искал беспрестанно в уезде

То, в чём остро нуждался купец.

У него он работал агентом,

По наказам его разъезжал".

Семейной легендой было то, что прапрадед был приказчиком у купца. И Григорий Фурман также был приказчиком (полагаем, что после смерти Исая).

"Ну, а пользуясь этим моментом,

Кто-то нас из родни обижал.

Правда, мы досаждали немало,

Я повсюду, как муха, лез.

Называли меня: «колупала»,

«Обезьяна», «нахал» и «балбес».

Меня жёг огонёк неприязни,

Я пророчил им близкий конец.

Потому и встречал, как праздник

День, когда приезжал отец.

Помню встречу одну поныне,

Я о нем наскучался до слез.

Он приехал покрытый инеем

Зимним вечером, в лютый мороз.

На усах висели сосульки,

Был заснежен собачий тулуп.

Я от радости что-то булькал

И тянулся до мокрых губ.

Становилось при нём всё надежным,

Всё приветливым, тёплым вокруг,

И казалось мне невозможным

Жить без крепких отцовских рук.

Но глубокую травму души

Нам отец приготовил вскоре,–

Он связать себя браком решил,

Мы восприняли это, как горе.

А в мечтах его долго ждала

Очень милая Катя смуглянка,

Для него бы она могла

Сердце вывернуть наизнанку.

Трепетала она всей душой

И бежала в каком-то испуге,

Когда он, интересный, большой,

Обращался за малой услугой.

Побороть её обаянье

Вскоре стало отцу невмочь,

Он её пригласил на свиданье,

И она провела с ним ночь.

Их привязанность быстро крепла,

Чувство близости душ росло.

Но у бабушки глаз был цепким,

А коварство – её ремесло.

Стала к Кате она придираться

И предлог за предлогом искать

Чтоб от девки скорей отвязаться

И найти нам "серьёзную мать".

Стойко Катя сносила капризы

Наши, бабки, отцовских сестёр,

А её называли подлизой,

Это был дерзкий, ложный укор.

Чтобы не было связи греховной,

Бабка стала отца принуждать

Обвенчаться с Надеждой Петровной" (Настасьей Петровной Прокопьевой -прим. автора).

Из поисков Светланы Яковлевны Шурыгиной: "ФУРМАН (урождённая Прокопьева) Анастасия Петровна (1896, Кимильтей – 1.03.1970, Зима) родилась в с. Кимильтей в бедной крестьянской семье Прокопьевых. Окончила сельскую школу (в селе была 1-классная ЦПШ и 2-классное училище с 5-летним курсом обучения.). Поскольку была родом из очень бедной семьи, замуж вышла за состоятельного человека, намного старше себя по возрасту. Муж её – …. Фурман, в своё время служил приказчиком в магазине Т/Д "Щелкунов и Метелев" в с. Кимильтей. Вместе они уехали на Север (скорее всего, в начале 1920-х). Там муж её вскоре умер… Похоронила она потом и свою двухлетнюю дочь… Вернулась на родину…Получив педагогическое образование, Анастасия Петровна стала работать учительницей начальных классов в школах Зиминского района."

"Список лиц, имеющих право на участие в выборах в Государственную Думу - по Нижнеудинскому уезду. //Иркутские Губернские Ведомости, 1912, № 5534 (12 августа) – Прибавление к № 5533 официальной части "Иркутских Губернских Ведомостей" за 1912 г. - Стр. 10//" - из списка избирателей мы определили возраст Григория (прим.1885 -1886 г.р.) (1054. Фурман Герша Исаев – личное промысловое занятие).

"Только в вузе я позже узнал

Вкус и силу полезных учений

И заполнил в знаньях провал

– Плод новаторских увлечений.

Десятилетним я книг не читал,

Но меня воспитал духовно

Дядя Гриша – большой театрал.

В этом я убеждён безусловно.

Он пытался меня уберечь

От мальчишеских вредных влечений

И решил серьёзно увлечь

Чудесами на местной сцене.

Отзвук давних спектаклей поныне

Мою душу волнует порой,

– Овод, Трильби и жрец Тарквиний

До сих пор не забыты мной.

Я судьбою героев жил,

Забывал, что это спектакль

И реально страдал и тужил,

Восхищался, смеялся и плакал.

Сила славы, таланта, искусства

Возбуждала желанье в крови

Развивать в себе лучшие чувства

Чести, долга и верной любви,

Театральные представленья

Пробудили во мне интерес

К неуёмному жадному чтенью

Книг, имевших солидный вес.

Восхищали собой Есенин,

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Блок.

Пережитых от них волнений

Я забыть никогда не мог.

Из всего, что я прочитал,

Из богатого книжного фонда

На меня больше всех повлиял

Волевой, непокорный Джек Лондон."

Отсюда узнаем о дяде Захара - дяде Грише, возможно, это племянник Исая, Григорий Фурман (У Прасковьи было отчество Григорьевна, у Софьи тоже был брат Григорий Васильевич Мордухович). Значит, можно искать некоего Фурмана, у которого отчество Моисевич, брат Исай и сын Григорий Фурман.

Захару было лет 10-16 (прим.1922-1928 гг), когда д.Гриша его увлекал театром. Соответственно, Григорию Фурману дожно быть 30-40 лет (примерно 1882-1892 г.р.).

"Время шло, и отец наш выискал

Дело, чем был доволен собой,

Он работал теперь на прииске Богатейшего Бодайбо.

Подводил он добыче итог. "

Жил в большом уваженье и почести,

Но привыкнуть никак не мог

К слишком долгому одиночеству,

И, семьи своей верный раб,

Переехал в Якутск, в типографию.

Это был последний этап Трудовой его биографии. "

"Две заметки в газете "Автономный Якутск" за январь 1928 г. и февраль 1929г., вероятно, имеющие отношение к Анастасии Петровне, позволяют предположить, что не позднее 1927 года семья Фурман поселилась в городе Якутске. К январю 1928 года Анастасия Петровна уже работала заведующей одним из трех детских садов города под названием "Детский труд". В качестве одной из заслуг Заведующей детсадом, за что ей была вынесена благодарности родителей, указывается своевременная и умелая заготовка продуктов (очевидно, осенью 1928), произведённая в кредит. Можно предположить, что выделению этого кредита на приобретение продуктов для детсада способствовал Григорий Исаевич, уже тогда работавший в финансовом отделе областного исполкома. В этот детсад принимали детей с 5 лет. Но, возможно, в виде исключения, при этом детском учреждении находилась (питалась) и дочь Анастасии). (Анастасия Петровна на тот период не имела учительского образования: учительские курсы она окончила уже по возвращении на родину).

Следующие две заметки в газете "Автономный Якутск" за 1930 год

с большой вероятностью можно отнести к Григорию Исаевичу Фурман.

Первая заметка, в своём начале относящаяся к событиям декабря 1929 года, позволяет сделать предположение, что на тот момент (декабрь 1929) Григорий Исаевич Фурман ещё работает в финансовом отделе Облисполкома.

Вторая заметка наводит на мысль, что в силу неких обстоятельств (состояние здоровья?) Григорий Исаевич оставил прежнюю должность и стал работать бухгалтером в местной Типографии. Из текста этой заметки "Мошенничество" вытекает, что Григорий Исаевич находился на больничном листке более месяца (два дня Февраля и Март). При этом отмечается, что часть средств, начисленных ему по этим больничным листам,была присвоена уполномоченным страховой кассы профсоюза, существовавшего при Типографии. И в той же газетной заметке (от 7 июня 1930 за 1930 год , N129 газеты "Якутия"), больше посвященной мошеннику Г. Поргачёву,отмечается, что бухгалтер Фурман - «ныне умерший». В заметке "раскрыты мошеннические проделки полиграфиста Поргачева Георгия, который за больного бухгалтера тов. Фурмана получал по больничному листку 497 руб.60 копеек, присвоив себе часть. Это позволяет предположить, что Г.И. Фурман умер в ~ мае 1930 г.

Анастасия Петровна, похоронив мужа, вернулась на родину, скорее всего, в 1931 году. "

-8

"Наша жизнь очень долго была

Неприкаянной, на распутии,

Наконец нас судьба свела

Воедино в суровой Якутии,

Нашей мачехе дали детсад,

Мы учились, отец работал,

И, по-моему, очень был рад

Повседневной семейной заботе .

Я учился в особой школе

С педуклоном, невольным для всех.

Мне хотелось тогда до боли

Непременно иметь успех.

Сил на это я много тратил,

Но терпел постоянно урон.

Дело в том, что в девчонку Катю

Был я страстно тогда влюблён.

Если в жизни случайно встретишь

Совершенное существо,

Ты его превращаешь в фетиш,

В недоступное божество.

Трезвый разум тебя покинет,

Ты впадаешь в какой-то бред.

Вот и мне казался святыней

Каждый связанный с нею предмет.

Её чистый голос сопрано,

Нежный облик, простой наряд

Растравляли сердечные раны

Как незримо опасный яд.

Я всё время искал мгновенья

Чтобы встретиться где-нибудь с ней

И прочесть ей свое посвящение,

– Плод возвышенной, нежной любви своей:

«Я люблю твои ясные очи,

Что в душе моей ярко горят.

И уж нет больше силы и мочи

Позабыть их чарующий взгляд.

Я люблю твоего платья складки,

Те, чем стан твой прекрасный объят,

И слежу с восхищеньем украдкой

Как струится кудрей водопад.

Я люблю твои сочные губы

Их бы век целовать не устал!

Да, с такою, как ты, голубой,

Я бы жизнь легко прошагал!»

Но я встретиться с нею не смог.

Друг мой ей увлекался серьезно,

А потом, когда минул срок,

Мне любовь показалась курьёзной.

Как-то, помню, принёс мне случай

Удивительно щедрый дар,

Я нашёл его в мусорной куче,

Ей захламлен был наш амбар.

Нужно было добыть мне провод.

Мастерили в тот день венок.

Знал я: где-то был трёхметровый,

Превосходный тугой виток.

Вскоре я докопался до банки

Весом с грубый чугунный утюг.

Край её мне надрезал ранку,

Но заметил я это не вдруг.

К банке всё привлекало заранее,

– Её слишком солидный вес

Возбуждал в моём пылком сознании

Слишком острый, живой интерес.

Я домой притащил находку

И, не веря своим глазам,

Обнаружил в ней самородки

Общим весом до трёх килограмм.

Блеска золото не имело.

Его цвет был лишь гальке к лицу.

Я не знал, что с находкой делать

И решил показать отцу.

Мой отец посмотрел находку

И с суровым лицом произнёс:

«Коль не хочешь, чтоб взяли за глотку,

– Положи там, откуда принёс.»

Когда вновь я вернулся в амбар,

Там ходил, как в бреду, неприкаян,

Тяжело перенёсший удар

В безысходном отчаянии хозяин.

Я ему передал этот клад

И сказал, чтобы прятал умнее.

Он был этому бурно рад,

От восторга буквально немея.

В этот раз я сразу терял

Два сокровища: Катю и золото,

Но легко переносится шквал

Неудач, когда сердце молодо.

Было это очень похоже

На издёвку той злой игры,

Что дурачила всех прохожих

Кошельком озорной детворы."

Из ответа якутского архива узнаем подробности жизни в Якутии.

Продолжение следует...