Найти тему

Особое мнение. Учение - свет. Или уже - тьма?

Давайте разберемся.

Как человек с двумя дипломами (3-й на подходе) и хронический «проходимец» различных курсов хочу поделиться своими мыслями на счет образования.

Сперва коснусь преимуществ и недостатков прикладных знаний перед фундаментальными. Я не буду здесь подробно описывать недостатки современного академического образования: ригидность, преподавание по учебникам полувековой давности, снижение квалификации преподавателей, оторванность от потребностей рынка. Это присутствует, но не всегда и не везде. Важен тот факт, что именно академическое образование (ВУЗы) дает нам фундаментальные знания. Зачем нужны все эти теоремы, аксиомы, тома философских размышлений, 6000 + выученных японских островов и 200+ человеческих костей? И латынь (у меня была).

Кажется, что незачем, но это только кажется.

— Забудьте всё, чему вас учили в институте. — Я не учился в институте. — Тогда вы нам не подходите, нам нужны люди с высшим образованием.

Распространённое мнение гласит, что залогом успеха на рабочем месте является опыт. Зачастую реальная практика не требует от нас глубинных теоретических знаний, если, конечно, это не работа в научной лаборатории. А вот понимание что делать сев за компьютер или встав за станок очень даже пригодится. А где добыть опыт не поработав? Во время стажировки. А если нет стажировки? На курсах. Научился – сразу применил. В этом преимущество прикладного образования.

Но есть проблема. Если станки меняются не слишком часто, то «компьютерные» навыки «прикладываются» не во всех условиях одинаково и живут не слишком долго. Не успели маркетологи освоить таргетинг, как уже требуется SMM. Несколько лет назад высоким спросом пользовались С++-программисты, а сегодня уже в тренде более «дешевые» языки. Технологии постоянно меняются и темпы этих изменений только растут. И здесь преимущество как раз у носителей фундаментальных знаний.

Поясню на простом примере.

Человек с прикладным образованием знает, как пользоваться лопатой, он может оптимизировать работу с данным инструментом в зависимости от задач: держать лопату так или сяк, взять в обе руки по лопате и копать обеими одновременно. Но, все же, это только работа с инструментом. Замени лопату на экскаватор и такой специалист встанет в тупик.

Человек с фундаментальным багажом знает, как сделать лопату, модернизировать ее или изобрести более эффективный инструмент – экскаватор. Такой специалист способен выстроить алгоритмическую цепочку решения задачи с «0». Определить слабые места, выявить недостатки текущего алгоритма и предложить новое решение, так как владеет базой. Соответственно, и адаптируется быстрее к новым инструментам.

По своему опыту скажу, не будь у меня хорошей гуманитарной базы, мои статьи были бы унылыми и примитивными. Академическое образование научило меня структурно и аналитически мыслить, а также эффективно обрабатывать большие объемы информации.

Про виды образования поговорили, теперь о форматах.

Наверное, дорогие читатели, вы не могли не заметить тенденцию переезда образования в онлайн-среду. Это обстоятельство наложило свой отпечаток как на форму, так и на содержание. Специфика следующая: упор на прикладные знания, минимум живого общения с преподавателями, минимум контроля (ученики предоставлены сами себе), концентрат из знаний.

Онлайн-образование прекрасно своей доступностью, выкроить время и силы на оффлайн-образование по вечерам или в выходные – тот еще квест. Но после прохождения курсов у меня складывается впечатление, что подача материала построена особым образом.

После завершения обучения чувствуешь себя недоучкой, вроде какие-то знания появились, но вроде чего-то не хватает. Это делается для того, чтобы подсадить на иглу бесконечного обучения, пройдя один курс (например, базовый) сразу предлагается пройти курс более высокого уровня, где дается еще пара-тройка инструментов. Хотя весь материал можно уложить в один тонкий буклетик. Чтобы не сидеть на этой «игле» требуется где-то добирать: целенаправленно искать недостающие знания в поисковике, читать профильную литературу, состоять в профильных сообществах и общаться с коллегами. Иными словами, стоит рассматривать курсы не как образование «под ключ», а как основу для профессионального роста, обеспечивающую понимание направления развития (что и зачем искать). Таким образом, онлайн-образование более затратно по ресурсам, чем традиционное, хотя кажется, что наоборот.

Недавно прочла, что 15% работодателей не готовы брать ИТ-специалистов после онлайн-школ. Претензии следующие: завышенные зарплатные ожидания, неготовность к работе полный день, слабые знания, ну и чуточку предвзятости, куда же без нее. Рекламные лозунги обещают превратить любого в «айтишника», но ожидания и реальность, как обычно, не совпадают. Это касается любой профессии. Онлайн-школы пачками выпускают интернет-маркетологов, копирайтеров, менеджеров всех мастей, которые не могут найти себе место на рынке труда. Когда у тебя корочки МГУ – это одно, а если электронный сертификат какой-нибудь «Гик-пик», то уже другое. Но это, скорее, проблема восприятия.

Ну и, пожалуй, последнее – упор на самостоятельность. Хочешь учись, а хочешь купи курс и забрось. Главное купи. В этом нет ничего плохого, все мы взрослые люди и если что-то не делаем, значит не хотим. Единственное неудобство – ограниченный доступ к «живым» преподавателям. Зачастую ко времени вебинара с преподавателем вопросы еще не успевают созреть, так как процесс обучения очень динамичный.

На этом, пожалуй, хватит.

Вывод: «Учиться, учиться и еще раз учиться», как завещал сами знаете кто, ну или не он. По-другому в наш век высоких скоростей преуспеть не получится. Хотя, остаются еще консервативные направления, где требования к обновлению навыков не так критичны. Выбор есть всегда. Главный посыл: нет плохого или хорошего образования, есть самообразование, где бы и как не пришлось учиться.

-2

#психология #саморазвитие #обучение #образование #особое_мнение

Материалы, использованные в статье:

Каждая шестая компания в России не готова нанимать выпускников онлайн-курсов.