Найти тему

Базовая теория музыки для чайников за 10 минут

Оглавление

Итак быстро-быстро-быстро перейдём к делу. Нот всего 7, а пианино вон какое длинное, как так?

Высота нот

А началось всё ещё в древнем Риме (в те времена любили натягивать струны и делить их пополам). Если струну натянуть, чтобы она звучала определённой нотой, и зажать её в середине, тем самым укоротив её рабочее пространство вдвое, а затем сыграть, то мы увеличим число её колебаний, что увеличит частоту звука ровна в два раза. За счёт этого звук будет выше предыдущего, но будет той же самой ноты.

Так уж вышло, что человеческий мозг (возможно, не только человеческий), слыша определённые звуковые частоты, замечает в них закономерности. Так, одну ноту можно сыграть в разных положениях её высоты. Разные диапазоны высоты называют "октавами", и поэтому на пианино (фортепиано) много клавиш и большое количество октав. Абсолютное меньшинство инструментов могут похвастаться такой гибкостью.

Две полные октавы
Две полные октавы

Длительности нот и ритм

Если научиться играть правильные ноты любимой песни, но сыграть их все одинаковыми по продолжительности звуками, любимая песня перестанет быть любимой. Почему так происходит? Всё дело в ритмике. Чтобы музыка обрела свою магию, она должна быть запечатана в определённом отрезке времени. Без этих временных рамок музыка превращается в хаотичную последовательность звуков.

Можно не знать названия нот, можно не уметь читать их с листа, чтобы научиться играть мелодию, но обязательно нужно учитывать их длительность.

Художник из меня так себе но вот фотошопер ОТЛИЧНЫЙ
Художник из меня так себе но вот фотошопер ОТЛИЧНЫЙ

Итак, на доске выше красной линии я нарисовал основные нотные длительности, но не все. Сейчас для ознакомления хватит только их, остальные не так часто используются. Кроме триолей. Триоли — моя любимая длительность, и для них я подготовлю отдельную статью.

Сверху по центру мы наблюдаем названия длительностей: четверть (4), восьмая (8) и шестнадцатая (16). Слева от названий у нас иллюстрация длительностей нот, справа — длительности пауз. Паузы — те же самые ноты, но только играются в голове. Во время пауз мы полностью глушим инструмент и прекращаем длительность звука столько, сколько требует пауза.

Если четверть (4) поделить пополам, то получится две восьмые (8), которые, если тоже поделить пополам, дадут четыре шестнадцатых (16) ноты. Если пойти в обратную сторону пирамиды, то есть вверх, то поймём, что четыре шестнадцатых (16) ноты по длительности равны одной четвёртой (4) ноте. Пирамида может идти ещё выше по тому же принципу. Выше четверти (4) — половинная (2), выше половинной (2) — целая (1). С целой всё начинается.

Также на примере восьмых (8) и шестнадцатых (16) видно, что ноты могут быть соединены между собой линией. Когда в будущем будешь читать табулатуры, это знание тебе пригодится, так что советую запомнить их написание.

То, что ты видишь выше красной линии, — это самые настоящие "буквы" музыки. Высота ноты даёт ей название, а длительность ноты придаёт ей форму.

Но буквы же надо куда-то вписывать...

Ниже красной линии ты видишь надпись "Размер 4/4 (четыре четверти)", что означает размер такта. Все музыкальные композиции состоят из тактов, в которые вписываются наши буквы (ноты). Такты, в свою очередь, поделены на равные доли.

Для наглядности можно представить музыку в виде поезда, где каждый вагон является тактом, а в каждом вагоне всегда определённое количество окондоли. Количество вагонов может быть сколько угодно, по желанию автора.

Размер такта пишется всегда дробью. Дробь показывает, из скольких равных окошек (долей) состоит вагон (такт) и какой у них размер. Для удобства начну с нижней цифры, то есть знаменателя. Знаменатель показывает нам, какую ноту мы берём за счёт - размер окна. Четвёрка, как мы уже знаем, означает четверть (4). Числитель же показывает, сколько раз нота в знаменателе должна повториться, после чего начинается следующий такт.

4/4 - 4 окна, с размером в четверть. 3/4 - 3 окна, размером с четверть.

Размер такта — это стабильная форма, внутри которой располагаются буквы (ноты) в любой удобной для них последовательности. Конечно, бывают исключения, в рамках которых можно пренебрегать границами такта, выходить за них и изменять размер вагона в любой момент, но это уже продвинутый уровень. Будучи чайником, всегда старайся находиться в границах такта.

Справа снизу на доске я продемонстрировал счёт размера 4/4 (четыре четверти) и то, как могут располагаться ноты. Самое главное здесь — счёт, подписанный снизу.

Чтобы закрепить материал, предлагаю тебе открыть метроном. Я всегда использую Soundbrenner (за рекламу никто не платил 😡), так как он очень наглядный и прост в понимании. Для удобства восприятия советую включить его и выставить те же самые настройки.

-3

С такими настройками начало нового такта всегда знаменуется самым громким кликом на раз (цифра 1), в отличие от остальных одинаковых (2, 3 и 4).

Хлопай вместе с метрономом, и ты будешь хлопать четверти (4). Если ты удвоишь количество хлопков и на каждый клик метронома у тебя будет приходиться 2 равных по длительности хлопка, то ты будешь хлопать восьмые (8). 4 равных хлопка — шестнадцатые (16).

Важность пауз

Для примера люблю брать песню Queen - "Another One Bites the Dust". Включи её, чтоб вспомнить, и послушай заглавную мелодию, играемую на бас-гитаре. Как ты заметил, она повторяется (ваш капитан очевидность). В мелодии есть определённый цикл. Так вот, теперь пойми, что данный цикл мелодии разделён на 2 вагончика такта. В первом такте у нас идут характерные 3 одинаковые ноты, во втором уже рисунок посложнее.

Разберём внимательнее первый такт с тремя одинаковыми нотами. Чтобы они звучали так, как звучат, в нотах нужно прописать паузы. Если этого не сделать, то эти три ноты по звучанию перетекали бы одна в другую, что, в свою очередь, не заставило бы нашу голову качать.

Правда, глядя в ноты оригинала, я увидел, что там не паузы в обычном виде прописаны, а просто ноты сыграны техникой стаккато. Но это уже оставим темой для другой статьи. Главное сейчас, чтобы ты понял(а), почему нот мало, а звуков много, и как в принципе считать музыку.

Этой базы хватает на ранней стадии обучения. Тебе нужно будет без проблем в них ориентироваться и без заминки уметь ими жонглировать. Чтобы было легче, перед тем как хлопать, определи в голове, сколько раз за окно долю ты должен(а) прохлопать, и про себя просчитывай каждый хлопок.

На своём пути ты также будешь натыкаться на ноты с точкой, от чего у тебя глаза на лоб полезут, и даже их понимание будет неслабо ломать голову. Поэтому я думаю, что стоит их упомянуть:

-4

Сильно останавливаться здесь не буду, всё в принципе по картинке понятно. Точка у ноты означает, что к ноте нужно добавить нижестоящую в нашей пирамидке ноту. Если у четверти (4) стоит точка, значит её нужно играть как четверть (4) + восьмая (8).

-5

Спасибо, что дочитал(а) данную статью. Данный проект существует за счёт энтузиастов, материально поддерживающих меня. Также у меня есть услуга музыкального консалтинга и аудита за 555 рублей в месяц. На протяжении всего оплаченного месяца ты можешь каждый день задавать мне два интересующих тебя вопроса о музыке и присылать одно видео для оценки твоей игры на инструменте и обратной связи.

Связь:
Телеграм: t.me/music_consult_audit