"Потом мы вместе ушли, сидели, беседы вели О прожитых врозь годах, доставшихся нам трудах. Он чем-то меня угощал, и тяготы все упрощал - Прошла мимо жизнь, прошла, ведь я рядом с ним не была. Мы долго еще говорили. Какие-то люди ходили... Потом помню, я подошла и крепко его обняла. И он меня обнял и - очень крепко держал. (Однажды уже отпустил. Хватит теперь его сил?..)"
ЭПИЛОГ
«И давайте по сему случаю пить на сломную голову! Пить за всех любивших нас, за всех, кого мы, идиоты, не оценили, с кем мы были счастливы, блаженны, а потом разошлись, растерялись в жизни навсегда и навеки и все же навеки связаны самой страшной в мире связью!..»
И.А. Бунин, рассказ «Ида» (1925 г.)
***
Заключительная беседа Рассказчицы и Автора:
"ВСЕ ЕСТЬ ПОКА МЫ ЖИВЫ!"
- Да... - многозначительно протянула я, - не знаешь, что и сказать.
- А ты не говори ничего. Зачем? Просто осмысли и напиши об этом. Ведь это было. Была эта любовь, были эти семь писем. И есть. Есть письма. Есть воспоминания. Все есть, пока мы живы, - горячо откликнулась моя Рассказчица.
- Я обязательно напишу! Только вы мне скажите, неужели же все так и закончилось? Вы больше не виделись никогда? Не может же все так резко закончиться. Просто не хочу и не могу в это поверить. Что вы о нем знаете? - взволнованно говорила я, засыпая ее вопросами и своими догадками.
- А ты сама как думаешь об этом?
- Думаю, что вы приезжали в свой город, где он жил и не могли не встретиться! Думаю, что было еще что-то. Окончательное выяснение отношений, в конце концов. Или он мог приехать в Москву, найти вас. Он же знал, где вы учитесь. Искал вас?
- Искал меня Костя. И нашел. И в родном городе у мамы, и в Москве. Только Костя - не Всеволод. Не полюбила бы я его, да и напоминал бы всю жизнь о прошлом и несостоявшемся... Расстались друзьями. А Всеволод?.. - Ираида задумалась и долго молчала. Потом сказала:
- Ты права. Была еще одна встреча...
Прилетела я в середине января домой, а он меня в аэропорту встречает, с букетом и шампанским. Видимо, у мамы выспросил все. Сказал, что освободился и теперь может наслаждаться жизнью в полной мере. И только мне принадлежит.
И снова, если посчитать, наверное, в седьмой раз, была елочка, мандарины, шампанское. Папа, брат с семьей, Мила, Даночка, Игнат. Много разговоров о новых планах и устремлениях.
Время летело быстро и весело. Только о серьезном мы так и не заговорили. Снова все повторялось. Я там, он здесь. Поэтому встречи в эти дни для меня имели только одну цель — я хотела от него ребенка. И больше ничего.
Нас спрашивали опять, что же у нас за отношения такие? Пора бы давно определиться.
- А мы и определились, - весело отвечал он, - работа, учеба. Какая семья? Зачем? Кому нужны эти кандалы? Мы свободные люди. Мы вместе, у нас любовь, придет время и поженимся.
- Так вы уже столько лет вместе — у других дети уже в школу пошли, - шутили над нами.
- Вот как мне будет сорок пять — так и поженимся, мы так решили. А к этому времени мы создадим все необходимые блага для семейной жизни и счастливо заживем! - разглагольствовал он весело и озорно, подмигивая мне при этом, - Так ведь, разбойница моя любимая?!!
- Поживем — увидим, - так отвечала я.
И только моя дорогая бабушка знала, что у меня в голове. Она вновь советовала мне:
- Смотри, внученька, не прогадай. Так прождешь его и останешься в старых девах. Ему все удобно опять: жена в паспорте есть, наследник растет, ты в любимых ходишь. Отсидел, снова на коне. У него жизнь удалась, а ты о себе подумай. Даже если и разведется, то ты все равно будешь на втором плане, а он будет помогать своей первой семье. Ищи себе свободного мужчину, с ним и создавай семью. А твоя первая любовь, как первый жизненный опыт, навсегда останется с тобой.
Бабушка меня любила и не могла дать плохой совет. Ее опыт и мудрый взгляд со стороны говорили ей о том, что в этих отношениях нет будущего. И я теперь с нею была полностью согласна.
Когда пришло время улетать в Москву, то я попросила его не провожать меня. Мне хотелось просто сесть в такси и без лишних хлопот, без провожатых, уехать в аэропорт.
- Ты мне напишешь ведь на этот раз? Теперь-то у нас все хорошо. Я буду ждать твоих писем! - говорил он мне, целуя на прощание у двери. Я уходила утром из нашего не состоявшегося семейного гнездышка так, словно пошла на работу и вечером вернусь.
С тех пор я не люблю, чтобы меня провожали. С тех пор никому не позволяла меня ни провожать, ни встречать. И никого сама не провожала. Ни на поезд, ни на самолет. Только до двери и все. С тех самых пор и на всю жизнь.
Я не писала ему и не звонила. И летом не поехала на каникулы, потому что если бы мы увиделись, то все повторялось бы вновь и вновь, до бесконечности. И раз нас так ничего и не связало, то я стала жить и строить свое будущее без него.
Той же осенью я вышла замуж за своего однокурсника.
Потому что поняла, что часто семья и любовь идут совсем разными дорогами. Счастливы вдвойне и сполна те, кто создает семьи по любви. Для себя я решила, что для создания семьи достаточно уважения и взаимной симпатии. Своего мужа я знала, за что ценить и уважать, да и он уверял, что его любви хватит на двоих. Я не обманывала его — мой муж знал все о моей первой любви и горел желанием сделать меня по-настоящему счастливой в нашем браке. Вот так, все тщательно взвесив и обговорив, мы и решили создать семью. Зато честно. Мы знали, чего мы хотели друг от друга. У нас были общие цели и интересы. Оказалось, что можно и так создавать семьи, а привязанность с годами становится сродни любви. Семья получилась крепкая. Бог послал нам детей и мы прожили вместе счастливо двадцать пять лет. А потом как-то в одночасье развелись. Без выяснения отношений и претензий друг к другу. Время, наверное, такое настало, что изменило все и всех. Может, одной любви на двоих не хватило на всю жизнь — не знаю. Иные и по взаимной страстной любви женятся, а через год-другой разбегаются с ненавистью. Не знаю ответа. Мы остались близкими и родными людьми, ведь у нас дети. Просто так суждено было и все.
Вскоре я купила себе этот домик в деревне — всегда мечтала жить за городом, чтобы был свой кусочек земли, но не было даже дачи. Теперь живу одна, как считаю нужным и никому ничем не обязана.
Люблю своих детей, жду внуков. И свои воспоминания о молодости, первой любви и Всеволоде. Счастье бывает всяким. И я счастлива по-своему.
- Так а Всеволод? Вы так ничего и не знаете о его судьбе? Сейчас же интернет — нашли бы! Кто знает.. - горячилась я, не желая смириться с тем, что моя Рассказчица так безропотно все принимает.
- Всеволод, узнав от моей мамы, что я вышла замуж, продал свою квартиру и уехал. Сказал всем, что к жене и сыну. Больше я о нем ничего не слышала, да и не хотела ничего знать. Зачем? Только вот однажды... - снова замолчала она.
- Что?! Что однажды? - не вытерпела я, предвкушая рассказ о встрече или письме.
Мне очень хотелось, чтобы они еще встретились и больше хотя бы не терялись, а лучше бы — были вместе и не расставались никогда. Не знаю, почему, но мне показалось, что так было бы справедливо.
- Нет, не встретились. Однажды зимой, как раз в наши дни, в Старый Новый год, мне приснился сон. Такой яркий, что я его запомнила до мельчайших подробностей. Словно все было на самом деле, а не во сне. Я помнила все краски, звуки, запахи — все словно вернулось оттуда, из-за тех самых белых-пребелых облаков...
Весь день я ходила, как в тумане, а вечером взяла ручку и стала записывать свой сон. Получился стих. Перечитывая, вдруг осознала, что в эту зиму ему исполнилось как раз-таки сорок пять лет! Вот ведь за все эти годы он если и приснился пару раз, то так мельком, что и не запомнила. А тут — словно наяву все прожила, а не во сне увидела. Вот этот стих.
МНЕ НОЧЬЮ ПРИСНИЛСЯ СОН
Мне ночью приснился сон, в котором ко мне он пришел.
Вернее, не он, а я к дому его подошла.
Открытой в подъезд дверь была, за ней чья-то жизнь плавно шла.
По лестнице вверх поднялась, не смело за ручку взялась.
Стою, слышу там голоса - минуту, иль две, полчаса -
Секунды на годы пошли - квартира его — двадцать три.
Я вспомнила все, как вчера. как будто в былое пришла.
Но голос за дверью другой - громкий, женский, чужой.
И девочка вдруг из двери, лет не больше семи
мне тихо вышла навстречу.
Ну, как я ее не замечу? Такие родные глаза...
В квартире слышней голоса.
Я смело нажала звонок и - вот он шагнул за порог...
Глаза, и только в глаза...
Не видим уж мы телеса, что годы в нас изменили.
Ведь мы так сильно любили!
И сразу что делось куда - большого не стоит труда
Хоть в мыслях все вспять повернуть и запах друг друга вдохнуть.
Потом мы вместе ушли, сидели, беседы вели
О прожитых врозь годах, доставшихся нам трудах.
Он чем-то меня угощал, и тяготы все упрощал -
Прошла мимо жизнь, прошла, ведь я рядом с ним не была.
Мы долго еще говорили. Какие-то люди ходили...
Потом помню, я подошла и крепко его обняла.
И он меня обнял и - очень крепко держал.
(Однажды уже отпустил. Хватит теперь его сил?)
А я безутешно рыдала, сквозь слезы ему шептала,
Что тоже неплохо жила, детей, семью берегла,
Но вновь сейчас поняла, что только его любила,
Хоть был и другой, сердцу милый.
Так и проснулась — в слезах, с мольбою в его глазах.
С теплом его рук, его тела...
Ведь чувства не знают предела, которые сон уволок.
На память о прожитом ночью остался лишь жизни урок.
Сны часто совсем забываются.
Бывает, они и сбываются.
Надежда последней теряется.
Седых лишь волос прибавляется.
...
Закончив читать, моя Рассказчица аккуратно, тщательно расправив каждый, сложила все листочки в тот самый «лягушачий» пакетик из-под молока, перевязала веревочкой и бережно положила в коробку. Покачала с сожалением головой:
- Совсем истрепались листочки. Скоро и не разобрать будет, что там написано. Одна надежда на тебя, что напишешь, может, мою историю любви и она останется в памяти людской. Кому-то ведь интересно будет знать, как жили и любили в наше время.
- А почему вы сами не напишете? Я не уверена, что смогу лучше вас рассказать эту историю.
- Нет, о себе не могу. Сложно мне. Ты взглядом со стороны, не предвзято напиши, со своим видением, как понимаешь, как услышала. Может, я прочту потом и сама что-то пойму из того, что до сих пор не сумела понять. Ведь мы в чужом глазу и соринку заметим, а в своем и бревна не разглядим. Или тебе не интересно об этом писать? Сейчас же модно боевики, детективы, мистику.
- Не беспокойтесь, я напишу. О любви и чувствах востребовано во все времена. Только смогу ли передать все так, как чувствую? Запись есть, постараюсь сохранить стиль и интонации... Но все же! - не удержалась я от переполнявших меня эмоций, - Но все же не могло так закончиться. Не может. Не должно. Давайте в интернете вместе поищем.
- Я искала. Ни его, никого других так и не нашла из того окружения. Не за что даже зацепиться. Всякие были времена, все давно разлетелись по миру, кто куда. Кого-то и вовсе нет на белом свете. Многие нашлись, кто и не нужен, а кто нужен — не нашлись. Не найти даже ниточки, чтобы зацепиться.
- Так не бывает. Может, через паспортный стол? Через экстрасенсов, в конце концов! - горячилась я, - Ведь не все еще потеряно. Еще можно найти друг друга и соединить ваши судьбы.
- Последнее, что я тебе расскажу и ты поймешь, почему я прошу тебя написать обо всем этом.
Была у нас на работе одна сотрудница, экстрасенс, как сейчас говорят. Одела я как-то то самое украшение на работу — брелок «Дева», что хранился у меня все эти годы. Вдруг достала и одела — так захотелось. Увидела эта женщина мой брелок и сказала, что не простое у меня украшение, а с очень даже интересной историей. Что оно у меня давно, что подарено человеком, которого я очень любила и что оно, как обручальное кольцо, только брака не было с этим мужчиной, но любовь была взаимной и осталась у обеих на всю жизнь. Я попросила что-нибудь сказать о его судьбе — жив ли? Здоров ли?
- Жив, но не очень здоров. Поломанная у него судьба. Не счастлив он. И не вижу его среди нас всех — словно он где-то закрыт и нет ему пока выхода в этот мир. Но он сам выбрал свой путь. Слишком красиво хотел жить, но не сумел. За что-то он сильно наказан. И Богом, и людьми. Много он тебе страданий принес.
Так мне сказала экстрасенс. Правда или нет — не могу проверить. Посоветовала не носить это украшение, а положить его туда, где есть слова. Говорит, у тебя есть слова и цифра семь — вот туда и положи. И расскажи свои семь слов, сама знаешь, каких. Не держи, мол, в себе. Однажды, через семь лет... ты все узнаешь о его судьбе. Сон вещий тебе был — нечаянная встреча будет у тебя с этим человеком.
- А дальше, дальше - что?! - настойчиво вопрошала я, надеясь услышать долгожданный ответ на свой главный вопрос.
- Дальше? – она загадочно улыбнулась и сказала: - Надеюсь, дальше будет наша с тобой книга, о моих семи письмах и первой любви! И уже вполне серьезно добавила, завершив свой рассказ: - Что дальше - не дано знать никому. Всему свое время и на все – Божья воля.
***
Рукопись закончена в начале 2014г.
Впервые опубликована 13.02. 2024 года.
Все текстовые публикации моего канала являются авторскими и принадлежат исключительно автору . Копирование, перепечатывание и использование их в своих интересах, запрещено законодательством об авторском праве.
Вот и закончилась повесть о первой любви, пронесенной сквозь годы.
Спасибо тем, кто читал, сопереживал, вспоминал свое. Делитесь мнением, воспоминаниями, размышлениями!
08.06.2024 г.