. Ветер за кабиною
Носится с пылью.
Слева поворот –
Осторожней, шофер…
Да, все почти так, как поется в песне из кинофильма «Там, где кончается асфальт». Почему говорю «почти так». Да потому, что асфальт у нас никогда не кончается, потому что нигде не начинается. Его пока вообще нет в Сургуте. Ветер, действительно, был сильный и, нужно добавить, со снежной пылью. Теперь, конечно, всякому понятно, что шоферу нужно быть очень осторожным. Повороты были крутыми и слева, и справа, а видимость метров десять, не больше. И это все из-за мороза (когда мы выехали из гаража, градусник показывал -49).
Из гаража, понятно, можно было и не выезжать, так как день актировался, приспособления для разогрева машин пока не было, да и главный механик Владимир Иванович Ермолович сказал неопределенно:
– Заставить ехать в рейс, Леонид, я тебя не могу, сам понимаешь, да и опять пойми же – дизтоплива на дальних точках в обрез. В общем, решай сам.
– Чего тут решать? А если такие морозы месяц будут? Нет! Не в бирюльки играть мы сюда ехали! Сейчас раскочегарю свою «ласточку» и пошел…
«Ласточка» – так любовно называет шофер мостопоезда № 442 Леонид Неборский свою машину – бензовоз. Пока он ее заводит, ходит вокруг, подтягивает, что-то осматривает, подталкивает поплотнее теплый капот, я вспоминаю последние слова главного механика: «Решай сам».
Сколько раз с того времени, когда Леонид Неборский сел за баранку. Жизнь ставила перед ним этот вопрос. И он решал, решал так, как подсказывало его сердце, его совесть. И решал пока правильно. Первая задача на первый взгляд, кажется, простая. Это было там, на боевых учениях.
Рядовой Неборский уверенно ведет свой автомобиль к месту назначения. Впереди, поднимая густые шлейф пыли, идут еще несколько машин. Вдруг они, словно договорившись, останавливаются, а потом медленно поворачивают назад.
– В чем дело? – спросил, высунувшись из кабины, Леонид встречного водителя.
– Залом из поваленных деревьев, нужно ехать в объезд.
Леонид проехал немного вперед. Действительно, на проезжей части лесной дороги лежало несколько стволов. «Будто кто нарочно навалил, – подумал Леонид, – поехать в объезд – это сделать крюк километров десять-пятнадцать, а это значит опоздать к месту сбора, сорвать поставленную задачу». И тут неожиданно мелькнула мысль: «Буксиром растащить».
Натужно заурчал мотор, привычно замелькали руки. Приходилось самому и стропить очередное бревно, и орудовать топором. Зато задание командования было выполнено.
А потом – гражданка. Приехал в родные места. Хорошие знакомые предлагали «работенку почище». Но не соблазнили Леонида уговоры друзей, не захотел он изменить полюбившемуся делу, а поэтому дома не загостился, махнул в Красноярск. Устроился в мостопоезде № 442, который принимал участие в строительстве знаменитой Красноярской ГЭС.
Участвовать в такой грандиозной стройке, не об этом ли мечтал Леонид, и он с присущим ему трудолюбием взялся восстановить добитый бензовоз, сиротливо стоявший в «зеленом» ряду, который за ним закрепили.
– Брось ты, парень, с ним возиться, – говорили некоторые благодетели, – тебе после армии-то приодеться надо бы, уезжай в Дивногорск, машину новую получишь, а с этим барахлом только зря время потеряешь.
Но не таков был Леонид, сказалось все: и усердие, привитое с детства его родителями, и солдатская стойкость, и опять-таки любовь к технике. Через некоторое время его бензовоз, весело шелестя шинами, километр за километром подбирал под себя искрящуюся накатанную ленту шоссе.
В одну из ночей, когда наработавшийся за день Леонид спал, раздались тревожные набаты колокола.
– Пожар! Горит гараж!
Кое-как одевшись, он выскочил на улицу. В небе полыхало красное зарево, отражаясь от холодных вод Енисея, но далеко уходило в темноту. «Только бы успеть, только бы успеть, – бежал и думал Леонид, – хотя машина стоит и на расстоянии от гаража, но она с горючим. Попади искра и… пропало».
Машина завелась сразу. Не напрасно говорил Леонид о ней: «Работает как часы».
Вот и все. Больше двух лет Леонид Неборский находится в Сургуте, работает на том же бензовозе. Работает отлично. Месячное задание он постоянно перевыполняет. Его портрет на Доске почета. Пользуется он большим уважением среди товарищей.
А сейчас он зайдет в диспетчерскую, возьмет путевой лист, отправится отвозить дизельное топливо на дальние точки. Это его обычный рейс. И пусть ветер за кабиною носится с пылью, пусть за кабиной сильный мороз, его ждут люди. Он не подведет. О таких говорят: «Это настоящий шофер».
Газета «К победе коммунизма» от 18 января 1969 года № 8 (3406)
Автор: В. Овчинников, рабочий мостопоезда № 442
От редакции: Если вы узнаете героев публикации, если вы и есть тот человек, о котором много лет назад наши коллеги рассказывали в газете, или его родственник, – пожалуйста, напишите нам в редакцию: red-02@idnu.ru или позвоните по телефону 8-9222-59-08-08.
«Сургутская трибуна» – старейшая газета нашего города, в этом году ей исполняется 90 лет: первый номер издания вышел в 1934 году. За эти годы газета сменила несколько названий: «Организатор», «Колхозник», «К победе коммунизма». Архивные номера редакция бережно хранит. На пожелтевших от времени страницах – жизнь города и людей, его населяющих: стройка и развитие, достижения и награды, бытовые проблемы и общественные дела. Мы продолжаем делиться с читателями информационной историей Сургута. Это возможность узнать, что было интересно и важно 30, 40, 50 лет назад, о чем писали наши старшие коллеги, что волновало сургутян в то время. Окунуться в реалии той эпохи, а может, даже провести параллель с современностью, увидеть связь времен и, возможно, даже узнать героев публикаций.
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/istoriyu_pishem_vmeste_o_nastoyashchem_shofere/