“Даже непонятно, как выживает наша Родина, когда зима у нас длится полгода? Жить в постоянном холоде, иногда по нескольку месяцев не видя солнца и постоянно проваливаясь за порогом в темноту, — дико сложно. К тому же протопить, расчистить, осветить такой мегаполис, как Москва, удовольствие не из дешевых…” Александр Будберг “Дожить до тепла”
Статья родилась спонтанно. После просмотра документального фильма о Михаиле Чехове, великом актёре и авторе своей театральной школы. Фильм назывался “Поэзия слабости” и фактически воспевал слабость и милую тщедушность маленького человека. Какое-то время я заставлял себя продолжать мыть посуду, слушая то, что рассказывал ведущий… но… потом всё же сорвался.
Начиная экскурсию по 75 павильону Международной выставки-форума “Россия” (“Регионы России”), я рассказываю о суровом крае, “вселенной Олонхо”, Якутии. В том числе вспоминаю, что в 2010 году здесь был найден мамонтенок возрастом 39 тысяч лет. И что, конечно, сохраниться он мог только в условиях вечной мерзлоты. После чего я обычно делаю паузу и с удовольствием задаю вопрос, ответ на который в своё время потряс меня самого: “Как вы думаете, какой процент всей территории нашей страны занимает вечная мерзлота?” Отвечают обычно неправильно, но если и называют точную или близкую к точной цифру, то либо потому, что когда-то прочитали и запомнили, либо наобум, не задумываясь.
А правильный ответ такой: две трети территории России - “вечный лёд”! Этот, на первый взгляд, географический факт, тем не менее, определяет градус отчаянного преодоления внутреннего отчаяния, свойственного тем, кто живёт на этой земле. От Калининграда до Анадыря. От Таймыра до Дербента. Их невозможность быть слабым, их смертельную опасность, таящуюся в индивидуализме. Две трети территории вечной мерзлоты могут преодолеть только сильные и стремящиеся к единству. Остальные здесь просто не выживают. В этом преодолении наше предназначение и наша природа.
Вы можете быть сколь угодно умным и талантливым (как Михаил Чехов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам и другие), но “слабым индивидуалистам здесь не место”. Эта земля Королева и Жукова. Павки Корчагина и Мальчиша Кибальчиша. Ермака и Семена Дежнёва. Владимира Святославовича, Александра Невского и Дмитрия Донского. Хлебников, а не Маяковский. Гумилёв, а не Пастернак. Только такие способны в этих нечеловеческих условиях выращивать хлеб, добывать полезные ископаемые из-подо льда, прокладывать дороги по земле, где сегодня вечная мерзлота, а завтра непроходимое болото, запускать ракеты в космос. Только такие способны воспевать эту землю, где две трети территории - вечный лёд!
А время слабых приводило эту землю или к все уничтожающему огню или к непролазной топи.
Слава сильным!
Слава верящим в Божественное единство!
Слава нам!