"Человек часто идёт вовсе не к Богу, и не к Церкви, а высказаться и выплакаться..." Из статьи священника Владимира Архипова

Протоиерей Владимир Архипов
Протоиерей Владимир Архипов

Перекос в пользу человеческого

Все хотят подчинить себе Церковь, сделать её выгодным союзником в своей системе ценностей. Она может и призвана служить развитию духа и свободы в человеке, а ветхое сознание хочет, чтобы она служила плоти и рабству.
Но компромисс не возможен. «Ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Иоан.14:30).
Владыка Антоний Сурожский говорил, что «Церковь не может быть принадлежностью какой бы то ни было партии. Но она должна быть голосом совести, просвещённой Божиим светом. Она должна быть в состоянии говорить любой партии: это достойно человека и Бога, а это недостойно человека и Бога. Но говорить из положения предельной беспомощности. Она должна быть так же бессильна, как Бог».
Превратить Церковь в человеческую организацию, полузакрытое или полуоткрытое общество с ограниченной ответственностью достаточно просто. Для этого Христос ограничивается в правах реальной главы Церкви. Это происходит неосознанно: человеческое сознание невольно создаёт подавляющий перекос в свою пользу.

В поисках душевной анестезии

Созидание общины чад Божиих начинается на первом – личностном уровне. Но на этом же этапе всё может и закончиться, не начавшись.
Вступая в область веры, в физическое пространство земной церкви, человек слишком часто идёт вовсе не к Богу, и не к Церкви, которую Иисус поручает Петру. Человек идёт высказаться и выплакаться, страдая от боли, страха, неудач, одиночества, потерянности.
От беспомощности и душевной усталости он ничего и никого не видит и не слышит. Ему нет дела ни до богочеловечества Христа, ни до самого Христа. Он не знает, как это связано с тем, что называет своей верой. Он хочет одного – облегчения, причём чудесным образом, т.е. без своего участия. Он хочет избегать ошибок путём снятия с себя ответственности.
Так шли к Иисусу толпы людей, узнав, что Он накормил тысячи человек. «
Вы ищете Меня... потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26).

Вера без живого Христа

В человеческом сознании, индивидуальном и коллективном, уставшем от идеологических иллюзий о беззаботной и справедливой жизни, веками создаётся отношение к Церкви, как к магическому месту и средству душевного утешения и надежд.
Но магия не отвечает на запросы духа, и душа не выходит навстречу свету. Человек лишает себя опыта встречи с Утешителем здесь и теперь. В итоге все надежды переносятся на будущую загробную жизнь. Как будто бы Царство Божие только и ждёт нашей смерти, чтобы принять нас в райские пажити, такими как мы есть.
Так рождается искажённое представление о Боге, вера без живого Христа, церковное собрание, но не богочеловеческое общество.

Полный текст статьи https://bogoslov.ru/article/2004966