Найти тему
VN.RU

Преподаватель Александр Мешков: Самое сложное – заинтересовать личным примером

   Фото Андрея Заржецкого
Фото Андрея Заржецкого

Не секрет, что далеко не все выпускники российских вузов идут работать по специальности. Довольно большая часть дипломированных молодых людей выбирает работу, не связанную с вузовской специальностью, а некоторые и вовсе отправляют диплом на полку и начинают гонку за быстрым заработком. Однако есть еще выпускники, кто не просто хотят работать по специальности, но и еще и делиться опытом со студентами.

Житель Новосибирска Александр Мешков – один из таких людей. Недавний выпускник факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ, Александр решил остаться в родном вузе. Причина самая простая – нравится. «Пока что работаю ассистентом кафедры аэрогидродинамики, летом планирую поступать в аспирантуру, чтобы учиться и учить», - рассказал Александр Мешков корреспонденту VN.ru.

Факультет летательных аппаратов после школы тогда еще житель Барнаула Александр выбрал неслучайно, с детства получалось мастерить – в том числе и самолеты. В вузе появилась возможность уже детально «покопаться», разобраться в сложных деталях, мастерить. Работу со сложными мелкими деталями ассистент кафедры аэрогидродинамики сравнивает с бисероплетением – каждая заклепка, как бисер, а их подчас очень много: в одном только крыле самолета почти 10 000.

Теперь недавний выпускник готовится учить студентов, хотя, преподавательская работа уже понемногу стартовала. «Меня тут старшие преподаватели выучили до такого состояния, что я могу и других ребят поднатаскать, но пока больше приходится учиться самому, а то что-нибудь не то скажу», - рассказал Александр.

Учительское дело Александр Мешков считает непростым – опыта еще мало, а вопросы поступают подчас сложные. Выручают смекалка и опять же – старшие коллеги. «Могу спокойно прийти к ним и обсудить вопросы, которые будем решать со студентами, убедиться, что ничего не перевру», - говорит он и тут же добавляет, что самое сложное – это заинтересовать личным примером.

© Фото Андрея Заржецкого.📷
© Фото Андрея Заржецкого.📷

Опытные коллеги считают, что к преподавательской деятельности недавний студент готов. Профессор кафедры самолето- и вертолетостроения ФЛА НГТУ НЭТИ Илья Зверков рассказал, что готовность Александра Мешкова к этой работе заметил на последнем курсе. «У нас в СКБ достаточно жесткий естественный отбор, ни кто ни кого за уши или с помощью денег к работе над проектами не привлекает. Мы рассказываем про интересные задачи в области авиации, показываем, что их можно решить, а дерзкие и сильные у нас остаются. У Александра проявилась очень полезная для творчества черта, он размышления заканчивает конкретно сделанным изделием. Но идей-то всегда больше! Вот он и стал своими умениями делиться с другими студентами, а затем вошёл во вкус к преподавательской работе», - отметил он.

Студенческий интерес к знаниям подкрепляется практической работой. В аудитории 140 учащиеся вуза на лабораторных работах изучают элементы конструкции авиатехники, которая представлена самолетами Як-50, Су-15, Су-7, МиГ-19, МиГ-15 и Су-25. Есть возможность заглянуть внутрь самолета и увидеть все конструктивные решения, многие из которых достаточно изощренные.

Александр объясняет: «Половина техники, которая здесь стоит, не разобранная, а именно сломанная в результате прочностных испытаний, в течение которых на стенде происходит воспроизведение нагрузок, возникающих в полете. Из серии самолетов один забирают, заковывают в цепи в испытательном институте, качают, нагружают, ломают, гнут. Скрипит он, бедненький, просит о пощаде, чтобы его братья могли летать. Пока он не наработает определенного количества часов на стенде, остальные самолеты не выпустят. Подобными испытаниями раньше занимался и вуз в соседней лаборатории».

© Фото Андрея Заржецкого.📷
© Фото Андрея Заржецкого.📷

Исключением из такой полезной деструктивной деятельности стал беспилотник «Сарма», который вуз не так давно презентовал представителям правительства Новосибирской области и СМИ. Универсальное беспилотное воздушное судно самолетного типа разработано в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» нацпроекта «Наука и университеты».

«Сарма» по задумке команды вуза, предназначена для агротехнических работ, БПЛА может доставлять грузы и обеспечивать долговременный мониторинг. За основу разработчики взяли уже существующий планер, выполненный профессором кафедры самолето- и вертолетостроения ФЛА НГТУ НЭТИ Ильи Зверкова, и довели его до новых характеристик.

Работали целой командой. Кроме Александра Мешкова, над «Сармой» трудились студенты Даниил Матвеев, Роман Семухин, Иван Овсянников, Иван Карнаков, Полина Новичихина и Тимофей Черкашин и сотрудники вуза: учебный мастер аудитории 140 Юрий Васильевич Мохов, преподаватели с кафедры аэродинамики Алексей Владимирович Крюков, Илья Сергеевич Коновалов и профессор самолетостроения Илья Зверков.

По словам Александра Мешкова, получилась весьма удачная машина. От прежнего планера осталось место для пилота – можно перегнать агродрон с поля на поле, после чего уже пересесть в гамачок и оправить технику работать.

© Фото Андрея Заржецкого.📷
© Фото Андрея Заржецкого.📷

Мирной БПЛА «Сарма» задумывался изначально. «Сначала надо такой техникой обеспечить. – уверен Александр Мешков, - На военные рельсы всегда можно поставить при надобности. Военные машины разработаны под определенные задачи – их уже назад не вернуть. Они с избыточными параметрами, массой, специальными системами – это уже будут дорогие машины. Простую машину превратить в сложную можно, но сложную в простую уже – никак.

Александр Мешков уверен, что за беспилотниками будущее, хотя еще пять лет назад никто к ним серьезно не относился, для большинства БПЛА были радиоуправляемыми игрушками. Теперь в России действует нацпроект «Беспилотные авиасистемы», в рамках которого за семь лет планируется почти вдвое увеличить объем российского рынка тяжелых и средних аппаратов – об этом еще в сентябре-2023
заявил Михаил Мишустин.

Не исключено, что получит продолжение проект «Сарма». Александр Мешков так и говорит: мы не планируем останавливаться. «Сначала освоим небольшой одноместный самолет, в дальнейшем разработаем на шесть человек грузоподъемностью 500 кг, обратим внимание на двигатели – это сердце самолета, самое сложное», - рассказал он, добавив, что в работе в настоящее время находится несколько проектов – все мирные.

Проекты, постоянная учеба и работа в вузе почти не оставляет времени на другие дела. Ради родного вуза пришлось забросить некогда любимый спорт, но не любимое дело – работу с летательными аппаратами. В карантинный год Александр смастерил два радиоуправляемых самолета. Машины в рабочем состоянии, как говорится, в строю.