Найти тему
Вячеслав Нестолий.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ВО ФРАНЦИИ (08.06.24)

Французское сравнительное правоведение приобрело известность в первой половине двадцатого века. Первые шаги сравнительного правоведения — premiers pas — привели к Парижскому конгрессу 1900 года, который открыл новый этап, иногда называемый Прекрасной эпохой сравнительного права.

Шарля де Монтескье (1689-1755) часто считают первым крупным компаративистом современности. В своей главной работе "Дух справедливости" Монтескье сначала размышляет над идеей о том, что законы по своей природе универсальны, но затем отвергает этот подход, настаивая вместо этого на том, что разнообразие обществ порождает правовое разнообразие. Некоторые французские ученые считают Монтескье отцом социологии, политологии и сравнительного правоведения. Другие подчеркивают решающую роль, которую он сыграл в сравнительном конституционализме. Однако все ученые сходятся во мнении, что, признавая необходимость понимания других правовых систем, прежде чем по-настоящему разобраться в своей собственной, Монтескье предложил новую перспективу, которая коренным образом изменила правовое мышление.

Edited by Mathias Reimann and Reimann Zimmermann The Oxford Handbook of Comparative Law (2nd edn) Edited by Mathias Reimann and Reinhard Zimmermann

До принятия Гражданского кодекса Франции 1804 года французские университеты не преподавали французское национальное право. Национальное законодательство Франции не было унифицировано, и университеты, как и везде в Европе, ориентировались на законы, общие для всей Европы, то есть на римский канон ius commune, написанный не на местном языке, а на латыни. Хотя некоторые историки права выражают сомнения относительно практической эффективности ius commune в Европе, факт остается фактом: в XVIII веке в юридических академических кругах и на практике существовала общеевропейская правовая культура, основанная на римском гражданском и каноническом праве. Разнообразие французского законодательства и преобладание коммуны ius были преодолены только с принятием Гражданского кодекса в 1804 году.

Монтескье оказал значительное влияние на составителей Гражданского кодекса Франции. Таким образом, Порталис выразил знаменитую точку зрения Монтескье о том, что законы должны составляться просто и лаконично: "Задача законодательства состоит в том, чтобы установить общие принципы, богатые последствиями, а не вникать в детали каждого вопроса, который может возникнуть’.

Часто говорят, что, как только страна принимает свой собственный национальный кодекс, она стремится к национальной изоляции. Гордость за обладание новым и современным национальным кодексом отбивает у юристов охоту искать альтернативные источники права за границей. Действительно, когда в 1805 году французские юридические факультеты были реорганизованы после подавления во время революции, их преподавание было сосредоточено уже не на общеевропейской коммуне ius, а на французском наполеоновском университете. Кодексы как воплощение национальной правовой системы. На протяжении всего XVIII века крупнейшие философы подчеркивали право природы, идею о том, что универсальный закон существует и предшествует всем существующим законам как во времени, так и в эпистемологической основе. Ученые заявили, что новые Кодексы описывают и устанавливают этот рациональный и универсальный закон. Таков философский контекст, в котором развивалась Школа Экзегезы. Эта школа поощряла ученых преподавать и комментировать только Гражданский кодекс Франции, который, конечно, оставлял мало места для комментариев.

Несколько удивительно, но, несмотря на этот позитивистский и юридический подход, столь характерный для девятнадцатого века, во Франции было предпринято 19 важных шагов по развитию сравнительного правоведения. Еще в 1831 году в престижном Колледже Франции была создана специальная кафедра для проведения сравнительных исследований в области истории и философии права. В 1834 году Жан-Гаспар Феликс, парижский юрист и аватар, основал журнал "Обозрение иностранных и французских законов и политической экономии". Он сделал это не только для того, чтобы помочь французским юристам не только совершенствовать свои знания в области иностранного права, но и совершенствовать французское законодательство путем сравнения. К сожалению, время для таких амбициозных усилий еще не пришло — французы по—прежнему считали свой Гражданский кодекс единственным значимым источником права, и в 1850 году издание Revue было прекращено. Тем не менее, в 1838 году, на факультете международного права де-де-Пари назначили новый курс по сравнительному уголовному праву. Сравнительный подход к уголовному праву был основан на Уголовном кодексе, впервые принятом в 1810 году (пересмотренном сначала в 1832 году, а затем в 1863 году). Таким образом, уголовное право было одной из областей, в которых в то время развивались сравнительные исследования во Франции. К концу XIX века компаративизм распространился и на другие области французского права, в частности на гражданское право. На Парижском юридическом факультете читались лекции на тему "Гражданское право: одобрение и сравнение".

-2

Одним из самых важных событий в истории сравнительного правоведения во Франции стало создание в 1869 году Общества сравнительного правоведения, которое и по сей день является очень активным. Его цель - способствовать изучению и сравнению различных правовых систем , а также поиску практических путей совершенствования законодательства. С этой целью Общество опубликовал Ежегодник международного законодательства, получивший международное признание и ставший успешным трудом. Во Франции это побудило Министерство юстиции учредить Комитет по международному законодательству в 1876 году. Его основная задача состояла в переводе всех существующих национальных кодексов на английский язык. Французский язык под руководством Общества сравнительного законодательства. В 1889 году Общество провел внеочередную сессию, посвященную празднованию своего двадцатого дня рождения. По этому случаю президент ассоциации, профессор Буфнуар, выразил мнение, что законодательство больше не должно быть локальным; вместо этого оно должно опираться на опыт всего мира. Он также настаивал на том, что сравнительное правоведение должно не только играть информативную роль, но и быть важным инструментом для законодателей.

Edited by Mathias Reimann and Reimann Zimmermann The Oxford Handbook of Comparative Law (2nd edn) Edited by Mathias Reimann and Reinhard Zimmermann

После Второй мировой войны во Франции, как и в других странах Европы, много академической энергии было потрачено на теорию правовых семей. Многие ученые пытались разделить юридический мир на различные крупные системы. В 1964 году Рене Давид опубликовал свою будущую знаменитую модель в книге "Правовые системы современности". Это была полностью переработанная версия некогда влиятельной книги, написанной им в 1950 году, "Об элементах сравнительного права в гражданском праве ". Вскоре эта работа была переведена на несколько основных языков и стала, пожалуй, самой широко известной книгой по сравнительному праву своего времени. Давид разделил правовые системы на пять семейств: западные системы, социалистические системы, исламское право, индуистское право и китайское право. Эти категории были основаны на двух основных факторах: идеологии и юридических методах.

Впоследствии, Давид слегка изменил свою классификацию. Он выделил три правовые семьи: романо-германское право, общее право, и (ныне разобран) социалистическую семью. Затем Дэвид выделил еще одну группу систем, состоящую из еврейского права, индуистского права, права Дальнего Востока, африканских режимов и малагасийского права. Конечно, классификации Дэвида были подвергнуты критике. В частности, некоторым ученым не понравились определяющие факторы, которые он использовал для группировки мировых правовых систем. Тем не менее, категории, разработанные Дэвидом, в целом сохранили свою значимость на юридических факультетах Франции, где курсы сравнительного правоведения по-прежнему часто носят название Grands systèmes de droit contemporains. Таким образом, книга Рене Давида по-прежнему является ведущим учебником сравнительного правоведения во Франции. Его классификации останутся одной из вех сравнительного правоведения двадцатого века во Франции, если не во всем мире.