Бенедикт Камбербэтч исполняет роль отца-алкоголика в новинке от Nеtflix “Эрик”. Можно представить менее стильного Патрика Мелроуза, который, будучи в ‘завязке’, переехал в Нью-Йорк и сменил профессию, но всё же сорвался и стал видеть голубого монстра, который командует его действиями.
В некотором роде “Эрик” – это ещё одна интерпретация сюжета о том, как плохие жестокие отцы портят жизнь своих сыновей, толкая их к саморазрушению. У них есть разные способы – растлевать, либо просто не обращать внимания. Тут второй случай.
Сюжет
Утром 30 апреля 1985 года Эдгар Андерсон, 9-летний сын Винсента и Кассандры “Кэсси”, когда его родители снова ссорились, самостоятельно отправился в школу, а днём не вернулся.
Винсент, кукловод и автор детской программы “Здравствуй, радость” (Good Day Sunshine), решил, что ему удастся вернуть сына домой, если он сделает новую куклу по эскизу Эдгара, сделанному незадолго до исчезновения. Винсент сказал, что, увидев своего отца в этом образе, мальчик поймёт, что его тут любят и ждут.
Мысли и впечатления после просмотра
Винсент Андерсон, главный герой, занимается благородным делом. Он – очень талантливый художник, умеет рисовать и создавать своими руками куклы-марионетки, которые очень нравятся детям. Он создал шоу “Здравствуй, радость” (использовав для названия фразу, которую произносил его отец, когда они гуляли в парке, когда Винсенту было 4 года), оно успешно идёт по телевидению 15 лет. Его не собираются закрывать, но нужно что-то новое, чтобы освежить кукольный состав.
Глядя на эти куклы, слыша песни, которые поют кукловоды, складывается впечатление полнейшего позитива и очень доброго мира вокруг. Но это лишь поверхность. Под ней всё плохо и страшно. Вот под эту поверхность и предстоит заглянуть зрителям.
Куклы-марионетки как отвлекающий манёвр, это такой обманчивый раздражающий фон, призывающий малышей "быть хорошими, добрыми, смелыми, отличаться от других", но он не поможет родителям избавиться от своего кошмара, что ребёнок однажды не вернётся домой или то, что управляют этими лучезарными существами люди, которые замешаны в очень некрасивых историях. Куклы, по сути, обманывают детей, внушая, что полицейские добрые, а прохожие – помогающие.
Винсент увлечён только собой, работой, он подвержен припадкам своего психического расстройства, он злоупотребляет алкоголем, он игнорирует своих жену, кто уже давно встречается с другим и ждёт от него ребёнка, и сына, даже когда тот пытается поделиться с ним своей идеей. Когда Эдгар рассказывает, что нарисовал куклу, которая может подойти для шоу, Винсент предпочитает обратить внимание на военного в отставке, который просит милостыню в вагоне метро. Эдгар обижается и злится на отца, ему неловко от того, что с чужими людьми он намного приветливее, чем с ним и с Кэсси.
Проблема Винсента в том, что он сам не добился тёплых отношений с отцом, потому не знает, как построить их со своим ребёнком. Роберт Андерсон холоден, недоступен – в одной из сцен он захлопывает дверь перед лицом сына, а в другой спешит завершить разговор, несмотря на то, что Винсент пытается быть откровенным. За весь сериал помощь пытается оказывать лишь мать, отец всегда держит большую дистанцию между собой и Винсентом.
Образ куклы Эрика (это имя Винсент дал ему спонтанно, первое, что пришло в голову) – существо с голубой шерстью, двумя клыками и печальными глазами – воплощает отстранённый образ отца Винсента. В голове Винсента всегда звучит голос Эрика, подсказывающий, что делать, или критикующий. Мне кажется, голос и внешний вид Эрика и Роберта похожи. Это логично потому, что порой родители превращаются в монстров, от кого дети предпочитают сбежать или спрятаться, как бы прискорбно это ни звучало.
Винсент резко реагировал на голос в своей голове, отмахивался от него, зеркаля поведение своего отца. Потому было так важно впихнуть героя Бенедикта Камбербэтча в шкуру Эрика, чтобы тот прибежал к Эдгару и примирился с ним. В ситуации Винсент/Эдгар исход позитивный. Эдгар смог побороть страх перед этим монстром, чего не удалось в своё время сделать Винсенту в отношениях со своим отцом.
Проблема Андерсонов – разрушение семьи, сын боится своего отца, что предпочитает пойти вслед за бездомным, чем находиться дома, постоянные ссоры Винсента и Кэсси – становится первым пунктом среди всех страхов, которые будут озвучены в сериале.
В целом эту беспросветную ситуацию под названием “Эрик” можно охарактеризовать цитатой из пьесы “Любовью не шутят” французского драматурга Альфреда де Мюссе:
“Мир – бездонная клоака, где безобразнейшие гады ползают и корчатся на горах грязи; но в мире есть нечто священное и высокое, это – союз двух таких существ, несовершенных и ужасных”.
Обстановка, в которой разворачивается действие
В “Эрике” затрагиваются темы расизма, засилия улиц бездомными, распространения СПИДа.
1) На апрель 1985 года Нью-Йорк считался самым пострадавшим от эпидемии СПИД по сравнению с другими штатами (3000 заболевших против одной тысячи в Калифорнии). По распоряжению Департамента здравоохранения и мэра города были закрыты городские гей-бани в ответ на быстрое распространение заболевшими СПИДом. Крайне низкий уровень осведомлённости о болезни укреплял миф о том, что СПИД – это исключительно болезнь геев.
В сериале эту линию иллюстрирует детектив Майкл Ледруа, кто скрывает свою ориентацию. Его партнёр Уильям заразился и находится в очень тяжёлом состоянии, что даже не покидает квартиры из-за слабости. Сестра Уильяма обвиняет Майкла в диагнозе своего брата, считая, что Майкл его заразил.
К Майклу испытывает особую симпатию Тина, коллега из отдела поиска пропавших. Она очень хочет с ним встречаться, но после попытки сблизиться и того, как Майкл увернулся от ночи вместе, она догадалась, в чём дело.
2) Нью-Йорк в 1980-х годах переживал острую расовую напряжённость, возросло количество бездомных из-за выселений, насилия в семье, опасных жилищных условий. Бесчисленное множество людей спали на улицах, ступенях церквей и общественных площадях.
Эти ситуации в сериале отражаются через бездомных, проживающих в канализации под станцией метро, где был Эдгар, пока все считали его похищенным, а расизм – через пропавшего в июне 1984 года темнокожего мальчика 14 лет Марлона Рошелля. Его мать Сесиль утверждала, что для белого пропавшего мальчика существует гораздо больше шансов быть найденным/спасённым, чем у её сына, у кого тёмный цвет кожи. Хотя Майкл и пытался найти Марлона, но его начальник оказывал сопротивление поискам, прикрывая неуставное поведение своих белых сотрудников-расистов, от чьих рук пострадал Марлон.
Как бы Сесиль ни старалась убедить своих собеседников, что её сын заслуживает тех же благ, что и белокожие дети, её никто не слушает. Она была права, когда говорила, что её сына не стараются искать, потому что в прессе началась настоящая шумиха после исчезновения Эдгара, чего не было в ситуации с её сыном.
3) Улицы заполонили распространители крэка. С 1980 по 1985 год свирепствовала эпидемия крэка, которая оказала самое разрушительное влияние на афроамериканское население США.
Эта тема тут затрагивается через содействие представителей мэрии, кто руководил поставками кокаина, осуществляемыми под прикрытием станции по уборке мусора.
Предположение, почему время действия – именно 80е
Иногда возникают вопросы, почему в вымышленных историях временем действия выбирается какой-то определённый временной отрезок. Конкретно в мини-сериале “Эрик” события не привязаны к какому-либо историческому событию 1985 года, которое бы оказало влияние на поведение и судьбу действующих лиц. Например, в октябре 1985 года к северу от Нью-Йорка было зафиксировано землетрясение магнитудой 4 балла. Оно не принесло разрушений, но специалистами было названо самым крупным в регионе за последние годы. Сильный толчок можно было обыграть метафорически, но об этом тут речи не шло.
Казалось бы, исчезновения, наркомания, проституция, коррупция высокопоставленных лиц в мэрии и полиции, алкоголизм, расизм, повышенное количество бездомных на улицах города – это проблемы, которые существуют перманентно, акцент на них делается либо сильнее, либо слабее в зависимости от ситуации в информационном поле. По сути, центральной проблемой является отсутствие внимания родителя к ребёнку, из-за чего тот испытывает дискомфорт, считая нужным исчезнуть, чтобы оградить себя от пьющего, устрашающего мужика, постоянно доводящего до слёз мать. Зачем переносить историю проблем отцов и детей на сорок лет назад?
Но суть, скорее всего, в том, что, моделируя ‘обычную’ историю (проблема отцов и детей) в устрашающем обрамлении (острая социальная обстановка) с оглядкой на сорок лет назад, можно увидеть, как мало меняется общество, как сильно переоценивают будущее, считая его светлым и безоблачным, где действительно могут пастись единороги на пшеничных полях, в атмосферу не будут выбрасываться отходы, разрушающие озоновый слой, детей можно будет бесстрашно отправлять в одиночку на улицу, наркотики пропадут, чиновники станут честными, а меньшинства перестанут прятаться, чтобы их не обидели. Иллюзия о светлом будущем очень обманчива – вот о чём пытались сказать авторы сериала.
При просмотре этого гнетущего сериала – визуально очень красивого, но тяжёлого по смыслу, – становится понятно, что ничего не изменилось в обществе в плане его структуры и проблем, но на данный момент оно продвинулось лишь технологически – искусственный интеллект внедряется где только можно, смартфоны становятся всё умнее, информация в изобилии поступает ото всюду. Но сами люди при этом словно застыли в физиологическом растворе, неподвластные времени.
***
Что очень важно, при условии, что для центральной истории использовано очень страшное социальное обрамление (перегруженное для одного мини-сериала), в повествовании есть баланс между детективом и семейной драмой. Историю не перекашивает в какую-то одну сторону, внимание удерживается равномерно и на том, как обстоят дела в семье Андерсон, и как работает полиция, расследуя случаи исчезновения детей, постепенно раскрывая подробности.
***
Новость о съёмках сериала (от 19.02.2023):