Найти в Дзене
ВУЗОПЕДИЯ

Как повлияет отмена Болонской системы на высшее образование в России?

Оглавление
  • Что такое Болонская система?
  • Отказ от Болонской системы в России
  • Эксперимент в шести вузах
  • Что будет с нынешними бакалаврами?
  • Как отказ от Болонской системы скажется на образовании?
  • В чем разница между магистратурой и специализированным высшим образованием?
  • Будут ли признавать новые дипломы за границей?

Что такое Болонская система?

Болонская система высшего образования – это система единых стандартов обучения, которая объединяет вузы разных государств. Название связано с университетом Болоньи, где в 1999 году 29 европейских стран подписали соглашение о создании единых образовательных стандартов. В 2003 году присоединилась к Болонскому процессу и Россия.

Базовые положения Болонской декларации:

  • Построить единую зону высшего образования. Во всех странах-участницах одинаковая система научных степеней, которые будут сопоставимы между учебными заведениями. Это создает максимально удобные условия студентам и преподавателям, чтобы они смогли получать опыт и знания в других европейских вузах. Гибкость и мобильность обучения — начать учиться можно в одной стране, закончить обучение — в другой. Критерии и методологии обучения в разные университетах будут сопоставимы.
  • Два цикла обучения — программа бакалавриата (undergraduate) и магистратуры (graduate). Одинаковое содержание дипломов, обязательно — с приложением, где будут перечислены все курсы, которые прослушал выпускник за время учебы. Учебный год состоит не из двух семестров, а из четырех модулей. Учебные предметы студент выбирает себе сам, исходя из интересов и целей.

Если образование будет единым, как это подразумевала Болонская система, то граждане беспрепятственно смогут устраиваться на стажировку или работу в разные страны, так как в каждой «корочка» будет иметь цену.

Но в России к Болонской изначально относились по-другому. То есть, у нас была эта же система «четырехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура», но вместе с ней не переставал действовать «советский» специалитет, в котором продолжительность обучения составляет 5-6 лет.

Отказ от Болонской системы в России

В мае 2022 года министр науки и высшего образования России Валерий Фальков объявил о намерении России отказаться от Болонской системы и разработать собственную. В феврале 2023 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил вернуться к традиционной базовой системе обучения в вузах. В следующем месяце глава государства подписал указ о реализации в учебном году 2023-2024 пилотного проекта, в рамках которого установлены базовый и специализированный уровни высшего образования. Аспирантура при этом отнесена к профессиональному образованию.

Суть проекта — полностью отказаться от Болонской системы, на которую Россия официально перешла в 2010 году. Хотя структурно новая система напоминает Болонскую, разница лишь в названии. «Простое» высшее образование будет длиться от четырех до шести лет, в зависимости от направления. А высшее специализированное — от одного года до трех лет.

То есть, предполагается, что с 2025 года в России будут две ступени высшего образования и аспирантура.

  • Базовое высшее, куда входят бывшие бакалавриат и специалитет.
  • Специализированное высшее, которое включает магистратуру, ординатуру и программы ассистентуры-стажировки.
  • Профессиональное — новый уровень образования, к которому относится аспирантура.
«Для некоторых специальностей, таких как инженерные и педагогические, четырехлетнего обучения в бакалавриате недостаточно. Для подготовки квалифицированных специалистов в этих областях требуется от пяти до пяти с половиной лет», — Валерий Фальков.

Кстати, в мае 2023 года в России стартовал пилотный проект по реформе высшего образования. Новую систему тестировали в шести университетах. Теперь распространят на всю страну.

Эксперимент в шести вузах

Отказ от Болонской системы был объявлен 2 года назад. За это время разработали новую систему образования и начали внедрять её в шесть российских вузах.

Площадки для «пилота»:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,
  • Московский авиационный институт,
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • Санкт-Петербургский горный университет,
  • Томский государственный университет.

По словам Валерия Фалькова, предварительные итоги проекта показывают как и в каком направлении двигаться. А представители «пилотных» вузов уже дали свою оценку.

Например, ректору МАИ Михаилу Погосяну нововведения пришлись по душе: приемная кампания 2024/25 года пройдет уже без набора бакалавров и магистров. А также и.о. проректора по образованию МИСиС Андрей Воронин сообщил, что их вуз пока что полностью не планирует перехода на новую систему. Нужно кое-что доработать. К 2026-му в МИСиС будут преподавать программы по технологическому машиностроению и металлургии уже по новым стандартам.

Что будет с нынешними бакалаврами?

В обучении нынешних студентов-бакалавров ничего не изменится. В Минобразования заявили, что студенты, которые учатся по программе бакалавриата, смогут завершить учебу не переходя на новую систему высшего образования. Прием в вузы в этом году (2024/25) пройдет по нынешней, старой системе — абитуриентов будут принимать на бакалавриат. И дипломы с этой степенью в дальнейшем будут признаваться наряду с дипломами нового образца, изменения не повлияют на их значимость. То есть дипломы выпускников высших учебных со степенью бакалавра будут расцениваться так же, как и дипломы нового образца.

Но уже после 2026 года изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, «бакалавр» и направление подготовки, без сроков обучения. В новых образцах дипломов будут указывать количество лет обучения студента, направление, а также присвоенную основную квалификацию. Будет место и для информации о дополнительной квалификации.

Как отказ от Болонской системы скажется на образовании?

Окончательно внедрить новую систему образования планируют в 2026 году более чем в тысяче вузов. Порядок остается прежним — сначала необходимо получить базовое образование (ранее — бакалавриат), а затем специализированное (до этого — магистратура). В аспирантуру можно будет поступить, получив диплом только о базовом образовании.

Но перед тем, как полностью перейти на новую систему, нужно разработать нормативно-правовые акты и стандарты с учетом изменений в системе высшего образования. Об этом говорит директор НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. А министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявляет, что всё это планируется разработать уже до конца 2024-го года.

Как выяснилось, переход из одной системы в другую все же дело не простое. И многое тут связано со спецификой педагогики, объясняет проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов:

«Надо переписывать учебные планы, программы, пересчитать стоимость программ. Если мы переходим с 4-х летнего образования на 5-и летнее, надо пересчитать и количество бюджетных мест, а это дополнительные расходы».

В чем разница между магистратурой и специализированным высшим образованием?

Для начала разберемся с бакалавриатом и «базой». Специалитет теперь переместили на так называемый базовый уровень и объединили с бакалавриатом, хотя ранее специалитет считался «полным» высшим образованием (равносильно получению бакалавариата и магистратуры).

Правила приема останутся практически без изменений:

  • На базовый уровень вузы будут принимать по результатам ЕГЭ.
  • Для тех, кто не сдал ЕГЭ, в июле вузы проведут вступительные испытания.
  • Результаты олимпиад также принимаются во внимание, их срок действия — 5 лет.
«Программы базового уровня длительностью от 4 до 6 лет предназначены в основном для выпускников 11-х классов. Однако также на них могут поступать и люди, вернувшиеся из армии, и те, кто хочет продолжить обучение после определенного стажа работы, и выпускники колледжей», — главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ну а продолжительность учебы будет зависеть от направления подготовки и специальности. Получив базовый уровень, выпускники смогут продолжить обучение на специализированном, однако требоваться он будет не везде:

«Большинство уровней высшего образования включены в профессиональные стандарты и требования к профессиям. В редких случаях требования магистратуры специально указаны, например, для руководителей в образовании требуется магистратура именно по направлению управления образованием. Однако, в общем случае обычно требуется просто наличие высшего образования. Таким образом, ограничений со стороны рынка труда не предвидится».

Обучение на базовом уровне будет длиться от 4 до 6 лет, на специализированном высшем (магистратура) — от 1 года до 3 лет, в зависимости от направления подготовки, конкретной квалификации, отрасли экономики. И новую систему высшего образования выгодно отличает от Болонской именно вариативность программ и синхронизация учебного процесса с требованиями рынка. Есть важный момент: раз теперь, согласно указу, специалитет является базовым уровнем высшего образования (как бакалавриат), это значит, что все программы специализированного высшего образования, в том числе и магистратура, считаются следующим уровнем образования и их можно получить бесплатно. Плюс, по условиям проекта, человек с дипломом не только сможет бесплатно учиться в магистратуре, но и получить отсрочку от армии.

Будут ли признавать новые дипломы за границей?

Проблем с признанием российских дипломов после перехода на новую модель высшего образования быть не должно. Считает ректор Томского политехнического университета Леонид Сухих (возглавляемый им вуз перейдет на новую систему с 2025 года, а продолжительность обучения на программах составит пять-шесть лет в зависимости от направления подготовки):

«До присоединения России к Болонской системе выпускники советских и российских университетов успешно находили работу за рубежом в различных областях знаний, где качественным считалось наше образование».

Не видит никаких препятствий с признанием дипломов за рубежом и председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко. Он отметил, что сейчас в мире существуют определенные процедуры по признанию дипломов. Российские выпускники, желающие работать за рубежом, уже проходили их ранее.

А вот директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев не думает, что все будет гладко:

«Даже в дружественных странах сегодня в большинстве распространена система: бакалавриат, магистратура, аспирантура. И здесь возникает этот зазор и возможность непризнания международным сообществом тех подходов, которые будут предложены. Но в целом это бьется с целевыми задачами, которые ставятся министерством и правительством. Они связаны в том числе со снижением оттока кадров за рубеж для получения других уровней образования».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин заявил, что само присоединение к Болонской системе хоть и повысило шанс, но совсем не гарантировало признания дипломов за рубежом, так как оно определяется межправительственными соглашениями.

«Если мы хотим, чтобы наши дипломы признавались и за рубежом, новые межправительственные соглашения потребуются».

Вывод:

Окончательно отказаться от Болонской системы в России должны с сентября 2025 года: поступившие в вузы в 2024 году студенты станут последними, кто получит звания бакалавров и магистров. С 2025 года университеты будут предлагать два типа обучения — базовое высшее образование (4–6 лет, в зависимости от программы) и специализированное высшее (1–3 года). Длительность обучения теперь будет зависеть от учебной программы: если раньше она длилась шесть лет (бакалавриат и магистратура), то теперь может занимать от пяти до девяти лет.