Найти тему
КиноБуква

«Нетерпение сердца» – какую из трёх экранизаций выбрать, чтобы не разочароваться в идеальном романе Стефана Цвейга

Оглавление

Цвейга я люблю трепетно и нежно с тех пор, как лет в семнадцать прочитала новеллу «Письмо незнакомки», поразившую меня до глубины души. Потом были «Смятение чувств», «Амок», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», беллетризированные биографии «Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера» и «Мария Стюарт». Романов у автора всего два – «Угар преображения» или «Кристина Хофленер» в другом переводе, и «Нетерпение сердца».

Что такое вообще Цвейг в двух словах: тонко проработанные герои, чувствительность и мельчайшие психологические нюансы. У Цвейга великолепное чувство стиля и умение заинтересовать читателя. Одним словом, если вы вдруг не знакомы с творчеством этого австрийского писателя, очень рекомендую.

Роман «Нетерпение сердца» был опубликован в 1939 году и четырежды экранизирован.

Первый вышел в 1946 году под названием «Остерегайтесь жалости», но я опускаю этот черно-белый фильм и предлагаю вам выбор из трех других, также известных под другими названиями, оригинальное «Нетерпение сердца» не использовал ни один режиссер.

И прежде, чем перейти к кино, вводная о сюжете и смысле романа:

Австро-Венгрия начала XX века, канун Первой мировой войны, маленький городок вблизи Вены. Главный герой – двадцатипятилетний лейтенант кавалерии австрийской армии Антон Гофмиллер. Военная карьера складывается удачно, но в провинции совершенно нечем заняться, и вот однажды его приглашают на ужин в замок самого богатого человека в округе – к Лайошу фон Кекешфальва. На вечере он знакомится с двумя молодыми девушками – племянницей господина Илоной и его единственной дочерью Эдит. Антону понравилась Илона и весь вечер они протанцевали, но высшее общество требует соблюдения приличий, и Антон вспоминает, что дочь хозяина тоже следует пригласить на танец, что и делает. Происходит ужасный конфуз. Эдит весь вечер сидела за столом, Антону не была видно, что она в инвалидном кресле, и никто его заранее не предупредил.

Разумеется, Антону стыдно и мучимый угрызениями совести, он посылает Эдит букет алых роз (а что значит такой выбор цветов в то время?), и записку с извинениями. Ему до боли жаль несчастную девушку, которая в столь юном возрасте страдает параличом ног.

«Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их».
Стефан Цвейг
Варианты изданий романа «Нетерпение сердца». Коллаж автора
Варианты изданий романа «Нетерпение сердца». Коллаж автора

В дальнейших событиях Антон плыл по течению. Всё свободное время проводит с Эдит и Илоной, между ними возникает дружба. Но вскоре выясняется, что Эдит влюблена в него, и теперь Антон не знает, куда деваться от этой любви. Эдит богатая наследница, наследница-калека. Однополчане подшучивают над ним, и Антон становится олицетворением нравов и социальных предрассудков того времени. Так приятно начавшееся знакомство превратилось в тягость. Юная Эдит понимает всю безнадёжность своей любви, но её греет надежда на то, что после нового экспериментального лечения она встанет на ноги и тогда, вот тогда сможет стать достойной парой Антону, сломленному таким напором чувств и не готовым к ответственности за Эдит.

Ничего, кроме жалости и сострадания он не испытывает, но, подав Эдит ложную надежду и смалодушничав, соглашается на помолвку, которую потом при товарищах отрицает как гнусную ложь. Ему страшно не то, что Эдит может не вылечиться, а её еврейское происхождение и общественное мнение. И он трусливо бежит из Австрии, правда, осознавая всю степень своего чудовищного поступка, отправляет Эдит телеграмму, где уверяет, что его намерения в силе, и он женится на ней, как только вернется.

Варианты изданий романа «Нетерпение сердца». Коллаж автора
Варианты изданий романа «Нетерпение сердца». Коллаж автора

Но Эдит не успела её получить. И доктор не успел принести ей извинения от лица Антона. Несчастная девушка сделала выводы на основе позорных слухов, которые дошли до неё. И не смогла с этим жить.

А Антон, после этого отчаянно ищущий смерти на войне, остается жить. Жить и делать вид, что всё забыл.

«Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть».
Стефан Цвейг

Произведение столь сильное по степени эмоционального воздействия, что экранизации я долго не решалась смотреть. И вот когда несколько лет назад вышел последний фильм, поняла, что пора.

Итак, три фильма, располагаю в порядке очередности по годам выхода.

🎬Опасная жалость (1979)

La Pitié dangereuse

Французский вариант из двух серий по 1,5 часа каждая. В главных ролях Матьё Каррьер (Антон Гофмиллер), Жан Десайи (господин фон Кекешфальва) и Мари-Элен Брея (Эдит), которую прозвали «французской Одри Хепберн».

Экранизацию можно считать канонической. Практически точно передает текст и идею произведения. Очень понравилась Эдит. Не могу сказать, что я представляла её именно такой, но Мари-Элен Брея удалось ухватить суть и эмоции книжной героини. Пожалуй, она здесь лучшая. Хорош и отец Эдит – безумно страдающий человек, готовый на всё ради спасения своей дочери. И Антон в целом соответствует образу. Инфантильный молодой человек, который чередой своих нелепых решений разрушил несколько судеб.

Из минусов – некая театральность, присущая кинематографу того времени. Особенно кинематографу костюмированному. Но это такая добротная классика, поэтому минус очень маленький.

🎬Любовь за любовь (2013)

Наш отечественный четырехсерийный продукт и лидер в номинации за дурацкое название. Ашкенази говорил, что мечтал экранизировать этот роман двадцать лет и по его словам: «Цвейг не пострадал». По моим словам – пострадал и еще как.

Действие перенесено в Российскую империю 1914 года куда-то в русско-украинские территории. Это ладно, минус, конечно, но не возбраняется. Уланский полк уездного городка, вместо Антона Гофмиллера - поручик Александр Николаевич Григорьев (Максим Матвеев), вместо господина фон Кекешфальва – коммерции советник Павел Сергеевич Стаховский (Сергей Шакуров), не Эдит, а Лера (Ирина Виноградова), не Илона, а Нина (Анна Пескова).

Смущает другое:

1. Изменили как характер главной героини, истории персонажей, так и финал. То есть смысл вообще потерялся. Во-первых, откуда-то нарисовалась любовная линия между поручиком и кузиной Леры Ниной. Это чтобы что? Оправдать его идиотизм и трусость? Во-вторых, он одумался и вовремя примчался к Лере, которая вот уже почти сбросилась с террасы. Хотя тем, кто любит хэппи-энды, понравится, наверное. Только это уже не Цвейг и вообще другая история. Я была возмущена, признаться, таким коверканьем сюжета.

2. Категорически не понравилась актерская игра. При всем уважении к Шакурову – где убитый горем отец? Нина выглядит как легкодоступная женщина, разъезжающая в ночной рубашке на лодках в сумерках с Александром. Сам Александр волочится за Ниной, чувства жалости к Лере никак не передает, оттого возникает когнитивный диссонанс – почему вообще происходит то, что происходит? Бонусом тут еще Пореченков с Машковым. Играют сами себя.

Одним словом, это просто плохо. Рекомендовать рука не поднимается.

🎬Поцелуй (2022)

Kisset

И вот это, друзья мои, в самое сердце. Настоящая, живая история. Самая трогательная и пронзительная, визуально красивая и мастерски обыгранная. Смотрела на одном дыхании и получила огромное удовольствие. Незамыленные лица, органичные в своих образах актеры. В роли Эдит - Клара Росагер, тревожная, ранимая, чувствительная, юная.

Но особенно хочу отметить Антона (Эсбен Смед) – как великолепно видно его смятение, его переживание от осознания низости собственного поступка, его нежность к Эдит. И барона (Ларс Миккельсен) – он изобразил человека, который доживает свои дни только ради того, чтобы увидеть, что дочь встанет на ноги. Как дрожит его голос, когда он просит Антона о помощи… просто до слез. Браво.

Датская экранизация ко всему прочему близка к первоисточнику, понятны мотивы персонажей и поэтому финал такой добивающий. Жирная точка, которая становится многоточием в жизни Антона.

Подводя итог, могу рекомендовать:

1. «Поцелуй»

2. «Опасная жалость»

Увы, наш вариант, как говорится, не вариант.

А вы знакомы с творчеством Цвейга, читали «Нетерпение сердца»?