Дети смотрят гладиаторские бои. Дети рисуют гладиаторские бои

136 прочитали

Помпейские археологи активизировали работу и завалили мир новостями. Разберем по порядку.

Безусловно, самым интересным наблюдением из всех открытий стали заметки по исследованию некоторых граффити в Доме Художников за работой. Исследования эти археологи провели вместе с нейропсихологами.

Двор, где найдены граффити / Parco archeologico di Pompei
Двор, где найдены граффити / Parco archeologico di Pompei

И что же они выяснили, а потом рассказали нам? Во-первых, они интерпретировали треугольники с палками на рисунках. Да, хоть я и назвала рисунки «граффити» на самом деле они не процарапаны, а нарисованы угольком на стенах.

Не требующими интерпретации и вдумчивого изучения оказались ладошки – контуры растопыренных ладоней, обведенные углем. Ладошки небольшие, явно детские. Это видно и без психологов. Таких ладошек археологи обнаружили три штуки.

Граффито-ладошка / Parco archeologico di Pompei
Граффито-ладошка / Parco archeologico di Pompei

А вот другие угольные рисунки пришлось именно что интерпретировать. Ну, положим, треугольники и шарики на ножках – это, несомненно, человечки. Маленькие дети и сейчас, 2 тысячи лет спустя, рисуют людей примерно также.

В квадратиках на четырех ножках (мне сразу вспомнилось бессмертное «а хотите я его стукну? И он станет фиолетовым в крапинку…») ученые разглядели объекты охоты, каких-то крупных животных.

Сцена охоты или травли животных / Parco archeologico di Pompei
Сцена охоты или травли животных / Parco archeologico di Pompei

На другом рисунке имеется также два валяющихся на земле человека, похоже, дравшихся или сражавшихся между собой. Вместе эти сюжеты могут представлять собой иллюстрации гладиаторских игр – как поединок двух бойцов, так и травлю зверей, например, кабанов.

Но главное тут не то, что рисунки сделаны ребенком (или детьми) 5-7 лет или какие именно рисунки были сделаны. Нейропсихологи считают, что маленький художник рисовал не просто фантазийные представления с чьих-то слов, а сам наблюдал за героями своих зарисовок.

Стена с массой рисунков – и угольных, и сделанных с помощью пигмента / Parco archeologico di Pompei
Стена с массой рисунков – и угольных, и сделанных с помощью пигмента / Parco archeologico di Pompei

В официальном пресс-релизе авторы (в том числе директор Помпей Цухтригель) рассуждают о суровом мире Древнего Рима, где детям было позволено смотреть жестокие, порой кровавые представления. Мне же кажутся эти рассуждения более пафосными, чем научными. То, что ценность детства, качество жизни и воспитания детей широких народных масс стали важными только во второй половине XXвека, не такой уж и секрет…

Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!