Никогда не имел отношения к футбольным хулиганам, но пересекаться с ними приходилось. Зачастую их принято представлять как монолитную массу. Если же обратиться к официальной прессе, то вообще можно подумать, будто среди хулиганов преобладают недалёкие и неумные люди. Естественно к реальности это не имеет никакого отношения и картина, мягко говоря, искажена. Просто это закрытое сообщество только для своих и посторонним вход туда воспрещён. Тем более журналистам. К ним любви эти парни точно никогда не испытывали. На что журналисты отвечали взаимностью. В целом субкультура эта интересна и ещё ждёт своего пытливого исследователя, но мы с вами сегодня вспомним события, которые перевернули отношения властей с хулиганами. И произошло всё это в теперь уже далёком 2002 году.
Когда случилась так называемая «Манежка» я оканчивал школу и у нас шли выпускные экзамены. Тем не менее, эти беспорядки точно затмили впечатления от экзаменов и даже от самого футбола. Стоит понимать, что мы никогда не были сильны в футболе, но этот вид спорта всё же у нас в стране любят. Может быть даже больше чем хоккей. Хотя, казалось бы, мы северная страна и шайба нам должна быть ближе. Но если по поводу близости хоккея ещё можно водить споры, то уж точно русский человек не мог обойти вниманием такое явление как выяснение отношений с оппонентами. И к началу нового тысячелетия футбольные хулиганы были реальной силой собиравшей даже в провинциальных городах по нескольку сотен бойцов. Только власть предпочитала не замечать эту моду. Всё изменилось в 2002 году.
Что именно спровоцировало толпу на Манежной площади можно дискутировать долго. Хватает и воспоминаний очевидцев, полно и размышлений от людей в теме которые решили туда как раз не ходить. Важно, что события случились и не реагировать на них власть не могла. Ну, ещё бы. В центре столицы происходят не просто какие-то стычки, а полный бардак и на протяжении нескольких часов милиция с этим ничего не может сделать.
Это был серьезный удар, как по имиджу правоохранительных органов, так и по власти. Есть, конечно, версия о том, что это дело спровоцировали специально как раз милиционеры, но я не склонен в неё верить. Слишком сложно. На мой взгляд, всё было куда проще. Вообще не надо искать какие-то сложности и хитрости в простой ситуации. Кто-то написал красивые отчёты наверх, кто-то недооценил масштаб возможных последствий и кто-то решил, что всё будет как обычно. Вот только эта халатность и привела к не просчитанным последствиям.
Все новостные выпуски в самом начале лета 2002 года были, как минимум на один день забиты репортажами с места событий. Ничего подобного прежде не было. Власть попросту не могла не ответить на такой демарш, потому что право на насилие есть только у власти. Если массовые беспорядки проходят безнаказанно, то, что бывает дальше несложно догадаться. За примерами можно сходить в соседние страны. Потому закручивание гаек было не просто логичным решением. Это подсказывал инстинкт самосохранения.
Когда кто-то рассуждает о том, что футбольные фанаты не лезли в политику и уж точно не стали бы устраивать переворот, то он явно недопонимает простых вещей. Фанаты может и не стали бы устраивать переворотов, но они являлись силой. Такой силой, которой никогда не было у оппозиции. И использовать такую мощь наверняка кто-нибудь захотел бы в своих интересах.
Опять же подобные примеры есть в других странах. Не надо недооценивать наши правоохранительные органы. Там тоже случаются ошибки, но выводы там делать как раз умеют. Вот эти выводы и были сделаны после событий на Манежной площади. Власть требовала устранить проблему, и это было сделано. Медленно, незаметно, но в итоге-то вся эта фанатская среда оказалась в подполье. Города увешали камерами, любые зачинщики беспорядков стали быстро выявляться, да и в общественных местах появились разные запреты. Теперь уже просто так не окажешься с бутылкой пива в центре города. За такое неспортивное поведение можно быстро получить штраф. Плюс и на стадион теперь не получится просто так попасть. Там тоже целая система есть.
Ирония в том, что ничего этого не было бы, если не случилась бы Манежная площадь. Я знаю, что многие взрослые любители острых ощущений как раз не принимали участия во всём этом празднике непослушания. Это хорошо видно и по фотографиям, но история сложилась вот так. И провернуть фарш обратно невозможно. Потому и вся эта среда сейчас больше живёт воспоминаниями либо встречается с оппонентами где-нибудь в лесах.
Да, фанатизм никуда не делся, но он больше не является массовым. А как к этому относиться решать только вам. Но есть у меня уверенность в том, что большинство обычных людей как раз рады текущему положению дел, а в демократиях решает большинство.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.