Найти в Дзене
Македонская

Язычество или христианство? Троице-Сергиева Лавра. Другая история. История города Сергиев Посад. Взгляд обывателя.

Оглавление

Всем Дзен, Друзья! Спасибо Вам за отклики и комментарии. Я их все читаю – это очень интересно и приятно мотивирует. Прошу Вас соблюдать правила нашего дома – мы никого ни к чему не призываем, не навязываем мнения и стараемся всех любить – тут просто разбираемся в запутанных и интересных фактах. Кто-то останется «с широко закрытыми глазами», кто-то будет искать новый путь в своем развитии. Мы больше за факты и реальную историю. А вопросы веры каждый решает для себя сам. Простите, если вдруг что-то покажется обидным.

По традиции – интро

В прошлый раз мы говорили о таинственности самого места, где построен Троице Сергиев монастырь – о горе Маковец. Почитать об этом можно по этой ссылке.

Очень тесно переплетаются местные языческие верования и легенды с историями православными. Суть у них одна, но вкус, как говорится, разный…

И вот Вам ещё предания из народа.

Фотоколлаж автора.
Фотоколлаж автора.

Язычество или христианство?

Предание первое

На территории Радонежа до сих пор сохранилось культовое дерево — дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого в определенное время собираются посвященные — волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших далеких предков. Место это никак не обозначено для непосвященных, более того, говорят, что на подходе к нему «недобрый, заплутает, случайный пройдет мимо, не отметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами дерево откроется во всей своей сокровенности». Почитать про капище Белых Богов в Радонеже можно по этой ссылке

Но, в то же время …. Народная молва доносит до нас весть и о другом дубе — дубе Сергия Радонежского. Стоял этот дуб не одно столетие, посаженный, по преданию, преподобным Сергием, но, как рассказали, не так давно какой-то пастух по неосторожности спалил его.

Точные географические координаты обоих дубов мной не установлены. Передать Вам не могу, к сожалению.

Предание второе

Не секрет, что вокруг Радонежа и Троице – Сергиевой Лавры существует целый каскад по- настоящему целебных источников. Наверное, места, из которых бьет целебная вода, должны быть именно теми биогенными местами, о которых мы разговаривали в прошлой статье о тайнах горы Маковец.

Сергию Радонежскому людская молва приписывает открытие многих источников. В их числе и источник-водопад «Гремячий», который вблизи деревни Ляпино в Сергиево-Посадском районе, на левом берегу реки Вондюга. Сам по себе водопад уникальный природный памятник - несколько сильных источников, бьющих из расщелины в середине крутого склона из известняков, с высоты около 25 метров.

Легенда гласит, что, в этом месте останавливался Сергий Радонежский на пути из Троицы в Киржач, а источники появились также в результате его молитвы. А после вода оказалась не простой. Многим она давала исцеление. Издалека стали приходить к источнику люди и уносили воду для болящих. Верили, что достаточно окропить ею — и «страдающие различными недугами исцеления получают». В общем, и сегодня там много людей.

Водопад Гремячий ключ. Сергиев Посад. Фото из открытых источников.
Водопад Гремячий ключ. Сергиев Посад. Фото из открытых источников.

Но, в то же время… У источника сохранилось странное древнее название – «Гремячий»… Смотрим по этимологии слова и… по этому поводу существует другая легенда, рассказывающая о совершенно ином происхождении источника. Она гласит, что своим появлением источник-водопад обязан удару молнии в склон холма. Легенды о происхождении от удара молнии указывают нам на существование здесь святилища, посвященного богам небесных стихий. Часто такие места силы носят «громовые» с языческими корнями названия: Громово, Гремячее, Перуново и т.п.

Можем предположить с большой вероятностью, своим названием источник все же обязан культу Перуна, нежели молитве Сергия Радонежского.

Сегодня «Гремячий» обустроен. Является местом паломничества верующих, а вода источников всё также считается целебной.

Получается, что и православные и языческие источники одинаково исцеляют больных.

Думаю, дело именно в месте, где происходят какие-то уникальные природные явления или химические процессы, творящие воду целебной. А языческие волхвы и/или православные священники просто умели определять подобные места. Может быть, сам Сергий изначально был волхвом, который знал и умел точно определить места этой природной силы...

Водопад Гремячий. Фото из открытых источников
Водопад Гремячий. Фото из открытых источников
Комплекс построек Гремячего. Сергиев Посад. Фото ЯндексКартинки
Комплекс построек Гремячего. Сергиев Посад. Фото ЯндексКартинки

Возможно, другие древние волхвы передали эти знания… История умалчивает, но тесно переплетается одно с другим… А Вы как думаете?

Предание третье. Тёмное.

Если до прихода христианства и ещё плюс четыре столетия здесь жили язычники, то наверняка осталась тут и тёмная сторона медали.

Не бывает света без тьмы, так и в этих местах должны существовать чёрные места или места, где поклоняются тёмным божествам – Чернобоги. Есть и о них предания. В Сергиево Посадском районе существует много заколдованных мест.

Таким, например, в народе считается лес вблизи Слотино и Путятино. Местные называют его странно — «Шутовы порты».

И вот Вам ещё одна связь наших предков с язычеством. Шутом на Руси прозывали именно черта. Произносить слово «черт» наши предки боялись. Ещё мне моя бабушка говорила – «не чертыхайся, беду накличешь! Явится нечистый». Старались заменить слово на более отвлечённое - говоря о нечисти, называть его всякими анчутка, колченогий, рогатый, куцик, окаяшка.

Есть в этом списке и прозвание «шут». Подтверждение этому живёт и в нашей речи до сих пор. Часто люди «черт с ним», заменяют более мягкой формой - «шут с ним».

Необычные природные аномалии. Фото из открытых источников.
Необычные природные аномалии. Фото из открытых источников.

Но вернемся к лесу. Блуждают в нем люди. Теряют ориентацию. Говорят, сам Леший водит странника по лесу, забавляется. Старались местные жители обходить обитель хозяина леса стороной, а уж, попав в лес да начав блудить, снимали с себя всю одежду, выворачивали наизнанку да снова надевали ее на себя, но уже задом наперед, пытаясь ввести Лешего в заблуждение и отвести мОрок.

Ну? - а как нормальный крестьянин мог назвать такое необычное одеяние, столь напоминающее одежду ряженого при праздновании Коляды? Одеяние ряженых также выворачивалось наизнанку — конечно, колдовской, чертовой или шутовской.

Но не только это место считается в нашем районе «странным». Несколько лет назад, проезжая по окрестностям Богородского (пос. ГАЭС), узнала про странное местное название одной из деревень — “Деревня колдунов”. Так местные жители прозвали деревню Титовское, что немного в стороне от посёлка. Старожили местные поведали, что когда-то в этой деревне жило много “сильных” колдунов. Жители окрестных деревень (а их тут немало) откровенно побаивались и предпочитали обходить стороной деревенских из Титовского.

Выводы делайте сами.

Место силы у нас в Лавре? Или в самой земле нашей?…

Центр православия или центр другой, скрытой ото всех, тайных знаний предков…

Но это ещё не все тайны…

В следующий раз – про тайные ходы монахов в Лавре. Пропавшие лабиринты. Статья по этой ссылке

Спасибо ВСЕМ за внимание и интерес к моему творчеству

Обязательно отдельная благодарность тем, кто:

  • уже поделился, подписался на канал, просто поставил лайк
  • следит за моим творчеством и помогает в развитии канала. Моя команда – привет!
  • дочитал до этого места))))) Прочтение очень важно для публикаций
  • а ещё всем тем, кто рассказывает мне много нового!

Как обычно, жду Вас в комментариях))).

Смысла нет, но Вы держитесь!)

Ваша Македонская