На площадке Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Нет мошенничеству — "Спасти (,) нельзя (,) похитить?"». Проходила она в интерактивном формате, ведущим стал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, а главным экспертом — анонимный спикер Михаил, который не понаслышке знаком с работой «call-центров». Участники обсудили одну из самых острых проблем современного общества — кибермошенничество. Ведущие эксперты и приглашенные гости обменялись опытом и предложили инструменты борьбы с телефонными аферистами.
Не воры, но в законе
Станислав Кузнецов подчеркнул, что кибермошенники используют самые современные технологии, такие как сим-боксы, что позволяет им совершать до 20 миллионов попыток дозвониться до потенциальных жертв ежедневно. В результате потери граждан достигают 250 миллиардов рублей в год.
Анонимный эксперт Михаил, который общался с участниками сессии по видеосвязи, рассказал, что сам ради эксперимента трудоустраивался вмошеннические call-центры, что позволило ему довольно подробно изучить их структуру и выяснить, кто же ежедневно занимается обманом доверчивых россиян.
По словам гостя студии, большая часть таких call-центров располагается на Украине. Именно из соседнего государства поступает основная часть звонков от злоумышленников. Работают там преимущественно молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, однако нередко промышляют такого рода аферами и несовершеннолетние. Для многих из них — это единственный способ избежать мобилизации и получать неплохие деньги.
Эксперт указал, что сегодня на Украине число таких call-центров исчисляется тысячами. Причем располагаются они в самых центрах крупных городов и ни от кого не скрываются. Что свидетельствует о том, что украинские мошенники работают под покровительством правоохранителей и силовых структур, поделился Михаил.
Он добавил, что нанимаются сотрудники через открытые вакансии на популярных ресурсах по набору персонала. Заработок в таких центрах варьируется от $400 до $2000 в месяц — в зависимости от стажа, опыта и эффективности работника.
Обмануть любой ценой
В ходе сессии эксперты отметили, что основным инструментом мошенников являются так называемые сим-боксы, которые позволяют обходить блокировки звонков. Эти устройства могут управлять одновременно 500 сим-картами, что делает их эффективным средством для массовых обзвонов. Сим-карты при этом приобретаются нелегально, часто на подставных лиц. Также используются электронные сим-карты. Всё это помогает злоумышленникам оставаться анонимными и продолжать свою незаконную деятельность.
Большинство мошеннических схем основываются на утечках данных. Сегодня такие базы можно легко купить в Интернете, что позволяет мошенникам получать полную информацию о своих жертвах — самое настоящее досье.
Схемы обмана постоянно меняются, всё время появляются новые. Сегодня чаще всего звонят от лица мобильных операторов с «предложением продлить договор». Также популярна у мошенников другая модель, когда они связываются с потенциальной жертвой, представляясь руководителем, сотрудником силовой структуры или просто знакомым. В такой схеме чаще используются мессенджеры. При этом подмена номера для мошенников — не проблема. Более того, современные технологии позволяют им генерировать определенный голос и даже менять лицо с помощь дипфейка.
Проще простого
В подтверждении своих слов приглашенный гость интерактивной сессии Сбера продемонстрировал, как легко узнать персональную информацию практического любого абонента. Станислав Кузнецов пригласил нескольких участников из зала и попросил их показать свои номера мобильных в камеру Михаилу. Тот за считанные минуты выяснил имена, даты рождения, прошлые и нынешние места работы и прочие личные данные слушателей.
Такой формат сессии вовлек в дискуссию немало гостей. Участников интересовало множество вопросов, но самым главным был — как остановить мошенников и сохранить сбережения. Один из способов снизить активность злоумышленников — ужесточение правил продажи сим-карт. Подобное решение уже реализовали в Белоруссии, там сим-карты продаются только при идентификации личности. Как отметил ведущий Станислав Кузнецов, сразу после ужесточения оборота в соседней республике число мошеннических звонков гражданам упало на 70%.
Не менее важно, обозначил модератор сессии, усиление контроля за утечками персональных данных и особое внимание к защите и охране такой информации. Также не стоит забывать и о повышении киберграмотности россиян — осведомлённость о методах мошенничества и способах защиты безусловно важна. В этом направлении работают и государство, и бизнес. Только объединив усилия, можно эффективно противостоять этому вызову и защитить граждан от мошенников.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ