Найти в Дзене
Эпохи и События

"Паренек с трудом узнал свою учительницу, а когда узнал, испугался": печальный финал Мизоченского гетто

Мизоч - местечко, небольшой городок, входивший в Здоблуновский уезд Волынского воеводства Второй Польской Республики, до 1939 года. Население Мизоче, на момнет нападения армии рейха, было не более трех тысяч человек. Больше половины из них, были евреи, которые поселились здесь еще в 18 столетии. Жили здесь, так же и поляки. Население городка было зажиточным. Особенно зажиточно жили еврейские семьи, которые владели промыслами и небольшими фабричками: мельницы, мастерские, лесопилки, маслобойки, и торговлей. Вторая мировая Но, наступило 22 июня 1941 года. Фашистская Германия напала. Немцы были у Мизоче уже через 10 дней после начала войны - до границы было не так далеко. В местечке стоял небольшой отряд Краской Армии, усиленный отрядом местных добровольцев. Собирались дать немцам бой. Однако кто-то из местных националистов, указал немцам обходной путь лесом вокруг горы подступавшей к городку. В результате, немецкие войска обошли защитников и напали с тыла. Бой был не долгим, почти все б
Оглавление

Мизоч - местечко, небольшой городок, входивший в Здоблуновский уезд Волынского воеводства Второй Польской Республики, до 1939 года.

Население Мизоче, на момнет нападения армии рейха, было не более трех тысяч человек. Больше половины из них, были евреи, которые поселились здесь еще в 18 столетии. Жили здесь, так же и поляки.

Население городка было зажиточным. Особенно зажиточно жили еврейские семьи, которые владели промыслами и небольшими фабричками: мельницы, мастерские, лесопилки, маслобойки, и торговлей.

Вторая мировая

Но, наступило 22 июня 1941 года. Фашистская Германия напала. Немцы были у Мизоче уже через 10 дней после начала войны - до границы было не так далеко. В местечке стоял небольшой отряд Краской Армии, усиленный отрядом местных добровольцев. Собирались дать немцам бой. Однако кто-то из местных националистов, указал немцам обходной путь лесом вокруг горы подступавшей к городку. В результате, немецкие войска обошли защитников и напали с тыла.

Бой был не долгим, почти все бойцы отряда погибли или были взяты в плен. Из городка успели эвакуироваться местные представители власти и с ними около сотни еврейских семей численностью до 300 человек.

Остальные евреи не захотели покидать насиженные места, как и местные поляки.

-2

Колонны немецких и венгерских войск, и техники, несколько дней шли через Мизоч. Первое, что сделали немцы, обосновавшись в Мизоче, создали отдел гестапо и начали набирать из местных молодых парней - националистов - отряд полицаев.

Затем, новые хозяева закрыли все мельницы и магазины. Уже через неделю хозяйствования фашистов, в поселении негде было купить ни спичек, ни керосина, и зерно смолоть на муку тоже было негде. Зато, повсюду, были развешаны листовки на немецком языке, в которых, самым упоминаемым словом было "расстрел".

Гетто

К концу июля в Мизоче было организовано еврейское гетто. Под него отвели часть поселка, отгородив его колючей проволокой и выставив наряды полиции, которые, должны были следить за тем, чтобы остальные жители не общались с евреями и не помогали им.

Все еврейское население Мизоче, а так же евреев из соседних сел и деревень, в течение лета-осени 1941 года, сгоняли в гетто. Это фашистское действо сопровождалось повальным грабежом имущества еврейских семей. В грабеже приняли участие и некоторые местные жители. Однако таких было немного. Большинство местных семей осуждали своих соплеменников, за подобные деяния.

-3

Поскольку, десятилетиями, люди жили здесь в мире и дружбе. Некоторые рисковали, помогая евреям, как могли - передавали в гетто хлеб, сало. Хотя сами уже начинали испытывать трудности с продовольствием, так как  немцы, не только закрыли мельницы, маслобойни и магазины, но еще и начали облагать население, продовольственным налогом, по сути - незаконным поборами.

Местные полицаи обычно смотрели сквозь пальцы на своих односельчан, помогавших евреям. Но были и ярые нацисты, которые ругались, даже угрожали оружием, могли его и применить.

Так, простые крестьяне, Сидор и Юстина Слободюк, у которых была дочь Мария, несколько месяцев прятали подругу своей дочери Софию Гарштейн. Кто-то из соседей донес национал-активистам. Они убили Сидора, но Юстине, с дочерью и еврейской девочкой, удалось скрыться в лесу, под защиту партизан.

В гетто, люди оказались в тяжелом положении, часть  узников, смогли взять с собой лишь самые необходимые вещи.

Люди жили скученно, по несколько семей в одном жилище. В гетто был всего один колодец с водой. С едой было совсем плохо - жили тем, что сумеют передать местные жители. Уже через несколько месяцев, в гетто, наступил  голод.

Евреи выменивали ценные вещи, ювелирные изделия, у кого, что было при себе, у местных полицаев, за еду. Так, жители гетто пережили зиму, впроголодь, в холодных жилищах, поскольку заготовить дрова немцы не позволили, топились тем, что было - старыми запасами дров, мебелью и т.п.

-4

Один из местных жителей вспоминал, что проходя мимо гетто, услышал знакомый голос, кто-то его окликнул. Паренек с трудом узнал свою учительницу Беллу Ароновну, а когда узнал, испугался - на него смотрела сильно исхудавшая постаревшая и поседевшая женщина. Она просила хлеба. Парнишка сбегал домой, спрятал под одеждой хлеб и кусок сала сунул в карманы яйца и принес к гетто, но учительницу уже не встретил, он передал еду другим узникам. Больше, свою учительницу, он уже не увидел.

Всего, в местном гетто находилось 1700-1800 еврейских узников.

К весне, немцы к отобранному у евреев скоту, добавили часть животных реквизированных у остальных жителей и устроили что-то вроде "колхоза" - отобрали землю и заставили местных отрабатывать на ней. Гоняли на работы и евреев.

Однако, в силу истощенности, работники с них были видимо не очень. Тех местных жителей, кто отказывался ходить на работы, угоняли в Германию. Люди начали прятаться в лесах. В Германию на работы погнали и некоторых националистов, что их очень удивило. Но немцы не собирались церемониться даже с местными нацистами. Ибо, благо "рейха" превыше всего.

И тогда, националисты, и полицаи, разделились: одни ушли в леса, создавать свои "отряды сопротивления", которые, по сути, отсиживались до прихода Красной Армии, готовя схроны и запасы продовольствия. Откуда (из лесов) спецотряды НКВД-МГБ их потом выкуривали. Другие, стали еще более рьяно прислуживать нацистам, всячески выказывая свою верность и преданность.

-5

В школе, вначале преподавали лишь немецкий. Затем и школу закрыли - зачем учить унтерменшей.

Меж тем закончилось лето 1942 года. Немецкие власти решили не оставлять гетто на зиму и "решить еврейский вопрос" в рамках Мизоченского района. В начале октября, немцы собрали всех евреев в гетто, разрешили им взять с собой только самые ценные вещи - у кого что осталось и повели в сторону бывшего сахарного завода.

Сказали, что повезут их в Германию. Однако часть евреев поняли, что здесь дело не чисто и пытались оказать сопротивление. В гетто начался пожар.

Евреев собранных в колонны вывели к сахарному заводу и загнали в овраг, находившийся за территорией завода. Там их держали пять дней, без еды и воды. Люди, по утрам лизали траву, чтобы как-то утолить жажду. Матери, своими телами, как могли, согревали детей, поскольку ночи были уже прохладные. Со всей округи, к оврагу пригоняли все новые группы несчастных. Люди жгли ветки, книги, свои документы, чтобы хоть как-то согреться.

Затем, немцы и полицаи, начали группами выводить узников. Только для одной цели...

Полицаи старались выслужиться, показать немецким хозяевам свою полезность. Поэтому старательно выполняли работу палачей. Так, в течение двух или трех дней, было ликвидировано более полутора тысяч узников Мизоченского гетто.

Мизоченские расстрелы легли в основу обвинительного акта Людвигсбургского расследования. Помогли в этом фотографии, сделанные самими палачами, свидетельства очевидцев и показания пленных полицаев, и эсэсовцев.

Так закончилась жуткая история Мизоченского гетто.