В 1992 году сценаристы Тед Эллиот и Терри Россио решили реанимировать подзабытый жанр — кино о пиратах. Вдохновением послужила популярная в Диснейлэнде забава под названием «Пираты Карибского моря». Эллиот и Россио написали основу, которая заинтересовала Стивена Спилберга, но даже их статуса — соавторов успешного мультфильма «Аладдин» и культового режиссёра — не хватило, чтобы убедить боссов Disney «экранизировать аттракцион».
В начале нового века студия передумала. На суперкассовое кино там не рассчитывали, зато хотели привлечь больше людей в тематические парки и закрепить за собой бренд «Пираты Карибского моря». Сначала планировали сделать недорогой видеофильм. Потом Джей Вулперт и Стюарт Битти написали сценарий о влюблённом в губернаторскую дочь тюремном надзирателе, который освобождает из заточения пирата, чтобы вместе с ним отыскать другого морского разбойника, похитившего девушку. Затем к работе привлекли Эллиота и Россио, и все вместе они оформили историю «Проклятия Чёрной жемчужины».
В 90-х Спилберг рассматривал на главную роль Робина Уильямса, Билла Мюррея и Стива Мартина. Спустя десятилетие назначенный в проект Гор Вербински всерьёз задумался о Мэтью Макконахи, затем в список добавились Джим Керри, Макйл Китон и Кристофер Уокен. Сценаристы же Вулперт и Битти рассчитывали на Хью Джекмана, но в итоге роль досталась Джонни Деппу, что очень раздражало тогдашнего председателя The Walt Disney Company Майкла Айснера.
«Скелет» своего персонажа Депп придумал в сауне. Он сидел там до тех пор, пока не начали «плавиться мозги», чтобы хоть как-то почувствовать, что значит быть Джеком Воробьём, которому постоянно «пекло башку».
«Выражение глаз, мимика, манера говорить — всё это результат прожарки в сауне, уверяю вас. Оставалось ещё придумать особенную походку. И тут меня осенило — Воробей привык ходить по палубе! У него ноги моряка. Корабль постоянно раскачивается, и нужно уметь держать равновесие. В море это смотрится нормально. Но на суше Джек продолжает ходить точно так же. Его “морские” ноги не становятся “сухопутными”. Всё это я рассказал руководству Walt Disney. Они категорически не согласились», — рассказывал актёр.
Но Джонни стоял на своём. Своего пирата он также украсил поведением друзей-рокеров — Кита Ричардса (который в третьей части появится в роли отца Воробья, хранителя Кодекса) и Адама Анта. Кроме того, Джонни много импровизировал, добавлял неожиданные ходы и реплики. Айснера это выводило из себя: он начал тщательно следить за сценарием, а потом и вовсе приставил к исполнителю «надзирателя», который оценивал его игру и сообщал о всех импровизациях наверх. То есть самому Айснеру. Вербински как мог защищал увлечённого актёра.
«Апофеозом нашего противостояния стал истошный вопль тогдашнего главы студии Майкла Айснера. Увидев отснятый материал, он заорал: “Депп уничтожает мой фильм! Ни слова не понятно из того, что он произносит с экрана. Нам что, субтитры ставить в сценах с ним?! Что он делает? О Господи!”», — признался Джонни.
На роль Уильяма Тёрнера претендовали Тоби Магуайр, Хит Леджер, Юэн Макгрегор, Кристиан Бейл, Джуд Лоу, но создатели остановили свой выбор на Орландо Блуме — красавчике Леголасе из только-только вышедшей, невероятно успешной третьей части «Властелина колец». Элизабет Суон сыграла 17-летняя Кира Найтли, которую везде сопровождала мама. Любопытно, что актриса не рассчитывала, что задержится на съёмках, поэтому взяла с собой вещей на пару дней.
В роли капитана Барбоссы Вербински видел либо Питера Селлерса, либо Алека Гиннесса (которые ушли в 1980 и 2000 гг. соответственно). Но также он был уверен, что с образом отлично справится Джеффри Раш. Актёр, узнав о сравнении с великими коллегами, был очень воодушевлён и сразу согласился работать.
К ужасу боссов студии в производство «проходной» картины пришлось вложить 140 млн долларов. К их же счастью «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» собрали более 650 млн долларов.
Фото: кадры из фильма, соцсети