С начала 2024 года цены на пиво пошли на второй виток повышения, хотя акцизы для него по весне не выросли в отличие от крепкого алкоголя и вин. Разбираемся, почему всё-таки увеличивается стоимость пенного напитка, сезонная ли эта ситуация и хватит ли его всем в жару.
Продажи пива традиционно взлетали в конце весны, когда приходили первые жаркие дни. В 2024-м сезон припозднился из-за холодной погоды на майские праздники. Но теперь он в самом разгаре. Между тем, некоторые производители пива уже уведомили ретейлеров о повышении цен на 10%. В начале 2024-го стоимость на него итак выросла на 10—20%. Участники рынка называют ситуацию странной, но некоторые эксперты готовы пояснить: сырьё для пива, тот же хмель, и оборудование везут в основном из-за границы.
Ставят перед фактом
Как рассказал генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский, крупные производители начали уведомлять о повышении цен с 1 мая. В среднем увеличение стоимости стартует от 7% и больше. Здесь надо смотреть конкретных производителей и сорта.
— Но ситуация лично мне не вполне понятная. Дело в том, что для крепкого алкоголя и вин с этой даты серьёзно выросли акцизы, а для пива этого не произошло. Для него даже не требуется наклейка акцизных марок, а учёт ведётся по системе «Честный знак». И эта большая, на самом-то деле, очень большая преференция для пивоваров. Кроме того, для торговли пивом не нужна лицензия, его продавать могут даже ИП. Это тоже существенное послабление, — подчеркнул Максим Черниговский.
Он напомнил также, что акцизы выросли даже на слабоалкогольную продукцию, такую, как коктейли с крепостью в 9%.
Это уже привело к тому, что их производители (условный «Ягуар», «Семибрюховов» и т. д.) начали менять рецептуру, понижая градус до 7% и превращая напитки в пивные смеси, чтобы сохранить себе маржу и не потерять в деньгах.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский рассказал, что в их сети уведомление о повышении цен с 1 июня на 10% уже прислал такой крупный игрок, как «Балтика». До этого стоимость продукции уже увеличивалась в начале 2024-го на 10—15%.
— И если раньше пивовары хоть как-то пытались объяснить, почему цены растут: увеличиваются затраты на логистику, тару, этикетки. То теперь нас просто ставят перед фактом без отсылок к каким-либо причинам, — поделился он.
Закон такси
Эксперты и участники рынка единодушно признают: в жару продажи пива стремительно растут, потому, возможно, некоторые пивовары захотели воспользоваться ситуацией по аналогии с ростом цен на мясо во время шашлычного сезона.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что здесь срабатывает так называемый закон такси: если спрос есть, то увеличивается и стоимость.
— Если же она не поднимается, то в это время пропадают промоакции. Так, если зимой пиво можно купить со 40% скидкой, то летом это будет в лучшем случае 10%, — подчёркивает он.
По словам Максима Черниговского, объём продаж пива летом из-за жаркой погоды увеличивается примерно в 2,5—3 раза по сравнению с зимними месяцами в среднем. При этом до 2022 года продажи год к году росли где-то на 10%. Два года назад они стабилизировались. В 2023-м были примерно те же показатели, что и в 2022-м.
—Так произошло, потому что считалось, что пиво помогает избежать жёсткой алкоголизации населения. Вот поэтому и были преференции. Но затем случились всем понятные февральские события 2022-го с их психологическим давлением на многих.
— Сейчас рост возможен как раз в сфере торговли новыми пивными коктейлями, — считает эксперт.
Александр Мышинский согласен: объёмы продаж пива всегда напрямую зависели от погоды. В начале мая в этом году было очень холодно. Тогда всё встало на стоп.
— Последние две недели выдались крайне жаркими. Продажи сразу рванули на 20—30%. В итоге в мае мы имеем плюс 10% по сравнению с апрелем. Здесь все меняется ото дня к дню. В жару, естественно, и получается серьёзный взлёт, — поделился он.
Как на дрожжах?
Михаил Лачугин готов назвать и другие причины увеличения стоимости пенного: затраты пивоваров растут как на дрожжах. В производстве используются импортные компоненты, за исключением воды.
— Хмель у нас пытаются выращивать в Чувашии, но до импортозамещения ещё далеко. Должно пройти несколько лет. Каких-то сортов хмеля в принципе у нас нет. Плюс, в производстве используется импортное оборудование. Найти отечественную линию по розливу напитка практически невозможно. Это приходится везти из Европы, и всё подорожало на 30—40% по сравнению с прошлым годом. Производство, особенно, если мы говорим о качественном продукте, дорожает практически каждый месяц, — поделился он.
По мнению эксперта, нельзя сбрасывать и мультипликативный эффект. Подорожавший крепкий алкоголь и вина потянули за собой и пиво.
— Да, действительно, пиво всегда формально дорожало летом. Но ещё несколько лет назад ретейл делал хорошие скидки и хорошо зарабатывал за счёт колоссальных объёмов дешёвого пива. Вот оно как раз больше всего и дорожает, в более дорогом сегменте ничего критичного не происходит, — делятся участники рынка.
Совладелец пивных баров Денис Миронов готов подтвердить: их заведения работают в основном с крафтовыми производителями, у них никаких повышений цен сейчас нет. Такие небольшие пивоварни цены летом никогда не повышают, они, наоборот, стараются запастись продукцией и брать объёмами. У крафтовых производителей летом все партии расписаны по клиентам вплоть до осени.