Найти в Дзене
Загорские истории

Сергиев Посад и окрестности. О чём ещё хотелось бы рассказать

Многое и интересное по истории здешних мест найдено, описано и опубликовано учёными, историками и археологами. Проделали они огромную работу. Но вот в чём проблема. Материалы все разрозненные, раскиданы по научным статьям, монографиям и диссертациям. Если статьи и монографии найти можно, то вот диссертации – за ними в библиотеку надо идти, в особую, там где таковая хранится. К тому же и написаны учёные труды сухим, научным языком с большим количеством специальной информации. Да и как иначе? На то они и учёные. Надо им, чтобы всё было по полчкам разложена, цифрами и фактами подкреплено, да аргументировано доказано. Вот и получаются статьи для обычного читателя сухие и скучные. Да и сами статьи с интересными материалами и открытиями ещё надо постараться найти. Вот бы ещё знать бы - где искать их. А прочитав, надо и самому понять. Да потом изложить так, чтобы интересно было не только самому автору . Но, пожалуй, составим список – о чём хотелось бы написать О Переяславской дороге от Моск
Оглавление

Многое и интересное по истории здешних мест найдено, описано и опубликовано учёными, историками и археологами. Проделали они огромную работу.

Но вот в чём проблема. Материалы все разрозненные, раскиданы по научным статьям, монографиям и диссертациям. Если статьи и монографии найти можно, то вот диссертации – за ними в библиотеку надо идти, в особую, там где таковая хранится.

К тому же и написаны учёные труды сухим, научным языком с большим количеством специальной информации. Да и как иначе? На то они и учёные. Надо им, чтобы всё было по полчкам разложена, цифрами и фактами подкреплено, да аргументировано доказано. Вот и получаются статьи для обычного читателя сухие и скучные.

Да и сами статьи с интересными материалами и открытиями ещё надо постараться найти. Вот бы ещё знать бы - где искать их. А прочитав, надо и самому понять. Да потом изложить так, чтобы интересно было не только самому автору .

Но, пожалуй, составим список – о чём хотелось бы написать

О древних дорогах Радонежа

О Переяславской дороге от Москвы через Радонеж и Александровскую слободу и далее в Переяславль

По существующим источникам известны три дороги из Москвы в Переславль - Лесная, Радонежская и Хомутовская. Все они сходились в селе Старая слобода, что расположено неподалеку от Александрова на реке Серой и далее в Переяславль вела одна дорога.

Интерес представляет именно Радонеж и его окрестности. Как там были устроены дороги, по каким местам шли?

Вот, например, интересный вопрос – каким путём отрок Варфоломей шёл на гору Маковец, где и основал свою обитель? Начал он пусть от Хотьковского монастыря, как об этом сказано в житии. А вот каков его дальнейший путь?

Каким путём следовал преподобный Сергий и инок Роман в то место, где ныне стоит город Киржач?
В пятнадцати километрах от Сергиева Посада, на восток, есть место под названием «Гремячий ключ». В долине реки Вондига, с высоких склонов берега, бьют ключи.
По преданию эти ключи явились по молитве преподобного Сергия. Он ушёл из своей обители, с ним же был инок Роман. Они ушли искать новое место для пустынного жития. По дороге остановились в этом месте. Сказывают, что Роман воззжаждал и просил преподобного Сергия помолиться о даровании воды. И тогда преподобный Сергий свершил молитву, ударил посохом в склон и оттуда забили ключи. Они нашли место для пустынного жития. Теперь на том месте стоит Благовещенский монастырь и город Киржач

О селе Клементьево

Село Клементьево – первое поселением около Троицкого монастыря. Сохранилось много источников и документов об истории села. Вот есть опись владений монастыря 1641 года, где, среди прочего, есть описание села, имена людей, что там жили в то время.

Это очень ценный источник для тех, кто исследует свою родословную. По селу Клементьево сохранность документов хорошая (метрические книги, исповедные ведомости и ревизские сказки). И тот, у кого род уходит корнями в те века, есть вполне реальный шанс найти своего дальнего предка. Кто знает, может среди предков есть те, кто отстоял Троице-Сергиев монастырь в годы осады поляками в начале семнадцатого века.

По преданию, возникло село ещё при жизни преподобного Сергия. Крестьянин по имени Клементий, пришёл в эти края, может и к самому преподобному. Но, по каким-то причинам, остался крестьянствовать рядом с обителью. В самой же обители устав был суровый – монахи сами обустраивали быт и добывали пропитание. Может, Клементий решил остаться здесь, дабы монахам пропитание поставлять? Что им двигало, уже и не узнать. Да и в документах такое не сохранилось.

История села Клементьева

Рассказ о повседневной жизни села Клементьева конца восемнадцатого века

О селе Кукуево

А с севера к Лавре примыкает село Кукуево. Ныне это часть города и среди своих зовут этот район Кукуевка. Есть верхняя и есть нижняя Кукуевки, есть и переулок, и набережная, и Долго-Кукуевская.

Говорят, что название пошло от слова "кокошник", или кокуй на голове. Да и словарь Даля это подтверждает.

Но что-то тут не сходится. Вспомним немецкую слободу в Лефортово. Название у неё было - Кукуй. Но тут объяснение есть - слобода на одноименном ручье стояла, на ручье Кукуй. А почему тогда так ручей назвали?

Кукуевка, овраг
Кукуевка, овраг

Есть и ещё одна известная трактовка. Мод, в народных говорах так называлось место малоплодородное, песчаное, перелесок. Но что-то тут вновь не сходится.

А в некоторых источниках Кокуевскую слободу называют Каличьей. Тоже повод задуматься.

А вообще мест таких в нашем Богохранимом Отечестве много. Вот в одном лишь Вятском крае деревень с таким названием около двадцати.

О селе Благовещенье, что стоит к северу от монастыря

Это село может и более древнее, чем Клементьево. Да и возникло, возможно, гораздо ранее Троицкой обители. Хотя и нет тому подтверждений.

Село стоит на возвышенности, на холме. Есть такое место, откуда открывается потрясающий вид на Лавру.

Кстати, есть ещё одно место, откуда Лавра предстаёт в своём полном великолепии. Если ехать на машине в Сергиев Посад от стороны Хотьково, то на выезде из посёлка Семхоз (ныне он уже часть Сергиев Посада), по левую руку, через поле, очень хорошо видна Лавра. Вот только на поле сейчас строят жилые дома. Хорошо, что малоэтажные. Вид на Лавру они не закрывают, но и лучше не делают.
Виктор Иванович Балдин, рисунок из книги "Загорск".
Виктор Иванович Балдин, рисунок из книги "Загорск".

Стоит ныне в селе Благовещенье деревянная Благовещенская церковь, в наше время построенная. С давних же времён, между двумя прудами, в окружении столетних вязов, возвышалась старинная церковь. Возведённая в 1610-м году, простояла она до начала шестидесятых годов двадцатого века. Была она самым древним памятником деревянного зодчества в Подмосковье. Время беспощадно ко всему. Хотели было перевезти в музей, но пришлось разобрать, потому как восстановить её уже было нельзя. Уж больно ветхим было здание. Благо, ныне стоит на этом месте деревянный храм.

В общем, история самого села достойна того, чтобы быть описана.

О Радонеже, что ныне село Городок

Здесь многое есть, что рассказать.

Например, о найденных следах усадьбы служилого человека, что датируется чуть ли не пятнадцатым веком. Можно попытаться представить повседневную жизнь служилого человека средних веков, попутно взглянув на предметы, найденные археологами.

Старая фотография села Городок. На том месте где стоят крестьяне, и была обнаружена усадьба служилого человека 17-го века
Старая фотография села Городок. На том месте где стоят крестьяне, и была обнаружена усадьба служилого человека 17-го века

Интересна легенда об урочище Белые Боги, в коем, по преданию, было языческое капище, где преподобный Сергий водрузил крест. По другой версии – хотел основать монастырь.

Ещё Константин Сергеевич Аксаков упоминал о Белых Богах. Поселившись в Абрамцево в 1843-м году, он был очарован местными краями. Его перу принадлежит очерк о Радонеже, в коем он и пишет об этом. Крестьяне показали ему место, где лежат камни, Белые Боги – возле оврага, где лежат пять камней. Но их Аксаковы не нашли.

Археологи считают, что определили это место. Но вот что-то подсказывает – надо бы ещё раз об этом поразмышлять. Вед некоторые полагают, так же, что это место меняет своё расположение – камни эти видели в разных местах.

Источник - Живописное обозрение. СПб, 1892
Источник - Живописное обозрение. СПб, 1892

Об осаде Троицкого монастыря поляками

В Смутное время, в 1608-м году, поляки во главе с паном Спегой осадили монастырь. Почти полтора года длилась осада. Монастырь осаду выдержал, не открыл свои ворота и не присягнули защитники монастыря Лжедмитрию II-му. Хотя многие русские города самозваному царю, вору Тушинскому, присягали.

Схема осады монастыря
Схема осады монастыря

Подробности осады известны нам из «Сказания» Аврамия Палициына, составленное им по рассказам самих защитников. Но вот в наши дни историки изучили архив Яна Сапеги. Там они нашли и его дневник того времени, и другие разные документы: челобитные, акты и прочее. И вот какая штука получается. Основная канва «Сказания» подтверждается, а вот детали, отдельные события – не всегда. Историки говорят, что многое Аврамий Палицын заимствовал у других авторов. В этом надо бы разобраться.

О самой Лавре, об истории – захватывающей и поучительной

Как об этом не написать, несмотря на то, что многое и многое уже написано, сказано и рассказано. Но в большей степени это касается древности.

Однако, есть и пробелы в истории монастыря. Период с 1917-го по 1943-й годы уж больно мифологизирован, скажем так. Навязанный миф гласит, что монастырь подвергся разорению со стороны новой власти, что монахи и священники чуть ли не в тот же год были арестованы, сосланы, расстреляны и репрессированы. Однако, архивные документы того времени рисуют более сложную картину.

Владимир Соколов. Лавра будущего
Владимир Соколов. Лавра будущего

О том времени нельзя судить однозначно и в чёрно-белых тонах.

Как-то мы писали о художнике того времени – Соколове. Он очень любил и сам Сергиев Посад, и Лавру. С любовью, Трепетом и нежностью рисовал укромные уголки города и Лавры.

"Подёмте, я покажу вам, какая здесь повсюду красота и сколько в этой красоте родного..." Сергиев Посад в литографиях В. Соколова
Загорские истории24 августа 2020

Однако, именно ему принадлежит рисунок с названием «Лавра будущего». Стоит всмотреться в рисунок и задуматься о том времени.

В завершение

Сложность сей задачи заключается в том, что многие сведения изложены профессиональным языком и широкому кругу читателей сложно продираться сквозь сухой язык фактов и частокол профессиональных терминов. Но почему и не попробовать изложить более живым и понятным языком все те ценные и уникальные открытия, сделанные историками и археологами?

Что ж, будем считать, что план мы создали. Остаётся только ему следовать!