Найти в Дзене

Важный момент в истории Грузии: как церковь может спасти государство, а государство – поддержать церковь

Расстановка приоритетов – именно эта фраза приходит на ум при размышлениях о происходящем в Грузии. Давление последних месяцев, оказываемое оппозицией и прозападными НКО на аппарат премьер-министра, а также ряд противоречий внутри Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), вызванных в первую очередь заинтересованными в «смене власти» внутри церкви профанарскими иерархами, – все это поставило народ Грузии перед выбором: идти по пути, навязываемом ему извне или же, сохранив свою национальную идентичность, традиции и мораль, провести ряд необходимых и уже давно назревших изменений в общественно-политической жизни страны.

Рассуждая максимально здраво, грузинская власть во главе с премьер-министром Ираклием Кобахидзе вошла в своего рода союз с ГПЦ и Католикосом-Патриархом Илией II. Именно по благословению последнего регулярно проводятся мероприятия, направленные на восстановление территориальной целостности страны и сохранение ее независимости.

К примеру 23-24 апреля в Тбилиси при поддержке Центра грузиноведения Патриархии Грузии и организации молодых исследователей прошла крупная церковная конференция «Цхинвальский регион – история и современность (вызовы и перспективы)», а 27 апреля 2024 года на странице Грузинской Патриархии в Фейсбук было опубликовано заявление, призванное помочь властям в обеспечении большего количества «степеней свободы» от Запада.

«Пренебрежением суверенитета грузинского государства ни одно дело не пойдет на пользу стране. Навязывание чуждых, необычных и опасных идеологий населению Грузии усиливает процесс поляризации в обществе», – сказано в заявлении Грузинской Патриархии от 27 апреля 2024 года. В заявлении ГПЦ указывала, что правительство Грузии стоит на страже традиционных ценностей и суверенитета страны, а НПО проводят чуждую идеологию.

-2

Примечательно, что, будучи народной и демократичной, Патриархия Грузии хотя и поддержала закон «о прозрачности иностранного влияния», от своих архиереев единого мнения не требует. Вполне вероятно, что именно этим фактом человеколюбия руководства ГПЦ пользуются те, кто меньше всего думает о будущем грузинского народа и все больше размышляют о собственной выгоде, выполняя поручения в интересах Запада и ЕС.

К примеру, к поддержке грузинской оппозиции, выступающей против резонансного законопроекта об «иностранных агентах», подключился архиепископ Грузинской Православной Церкви Зенон (Иараджули), поддерживающий попытки Константинопольского патриархата расшатать уставную систему управления ГПЦ и изменить вектор ее развития, а также без санкций Синода поддержавший в свое время неканоническую Православную церковь Украины, втягивая тем самым Грузию в токсичный украинский кейс. Сейчас архиепископ Зенон убеждает, что «в цивилизованном мире категорически недопустимо, особенно на государственном законодательном уровне, легализовывать условия социальной стигматизации». При этом он сознательно не упоминает, что в тех же Соединенных Штатах закон «об иноагентах» действует с 1938 г.

Самое печальное в том, что, принимая на себя роль очередного инструмента США (как в свое время сделала Украина), Грузия рискует потерять не только национальную или культурную идентичность. Именно Соединенные Штаты, как основной лоббист Вселенского патриархата, заинтересованы в признании неканонической ПЦУ «не сдающимися» древними Поместными церквями (особое место среди которых занимает ГПЦ), а также во втягивании Грузии в околоукраинский конфликт. Вместе с тем, согласившись на этот путь, мы рискуем утратить свой религиозный суверенитет, ведь если смириться с одним деянием Вселенского патриархата, то придется смиряться и с другими, не менее неприятными вещами. При этом у нас не будет возможности не только осудить их, но и сохранить нейтральную позицию. Опыт Кипрской, Элладской, Болгарской православных церквей, а также давление со стороны Константинополя, Госдепа и находящихся под его влиянием сил, испытываемое Сербской православной церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, – красноречиво подтверждают это.

В частности, в случае признания ПЦУ Грузинская Церковь потеряет возможность самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни – к примеру, Абхазский. Абхазы уже просили принять их в состав Вселенского Патриархата и даровать им статус автономии, и эмиссар Фанара митрополит Эммануил (Адамакис) не стыдился давить на этот болезненный для нас вопрос в переговорах с Католикосом. Признание же ПЦУ окончательно отрежет ГПЦ путь к осуждению «Абхазской митрополии», выбравшей путь раскола. Кроме того, сотрудничество со Вселенским патриархатом неизменно повлечет за собой уменьшение самостоятельности и авторитета ГПЦ в глазах Поместных церквей.

В ходе последней встречи иерархов Константинополя с Илией II в Тбилиси один из послов Константинополя, митрополит Адрианопольский Амфилохий начал свою речь со слов: «Есть такое мнение, что глава Православной Церкви – Иисус Христос. На самом деле глава Церкви – Вселенский Патриарх». Католикос-Патриарх с этим тезисом, по всей видимости, не согласен. Поэтому продвигаемые теми самыми НКО представители духовенства, богословы и журналисты ждут не дождутся его кончины и даже делают соответствующие вбросы.

-3

В случае победы безбожной пятой колонны в ГПЦ – священнослужителей типа диакона Ираклия (Джинджолавы), Петре (Цаавы) или ректора Нового Грузинского Университета митрополита Григола (Бербичашвили), поставивших угождение Фанару, политику и личную выгоду выше Христа, – вся внутренняя и внешняя церковная деятельность будет полностью подчинена желаниям и указаниям, поступающим из Вашингтона и Константинополя, что в свою очередь загонит грузинское общество в очередную ловушку.

Тысячелетняя история и традиции будут попраны политическими архитекторами Запада, стремящимися навязать чуждые как светскому, так и религиозному грузинским сообществам ценности. ЛГБТ пропаганда, законы о гендерном равенстве, отмена закона «об иноагентах» – все это приведет не только к демографическому, но и в первую очередь культурно-социальному коллапсу. Традиционное, тесно связанное с религиозными традициями общество, получит порцию западных «штаммов», антитела к которым, с учетом мощности давления, оказываемого странами ЕС и США, могут попросту не найтись.

В стране, которая за последние 30 лет пережила несколько войн и революций, в первую очередь, необходимо сохранять и пестовать то, что поддерживает большинство населения – стабильность, самобытность, независимость и традиционность, и к большому сожалению, ни в планы лидеров ЕС, ни Вселенского патриархата с Госдепом, это не входит. Оценивая ряд неоднозначных высказываний одного из потенциальных преемников патриарха Варфоломея – архиепископа Элпидофора, назвавшего гомофобию «раковой опухолью Церкви», становится предельно ясно – ЛГБТ повестка будет декриминализовываться сразу с двух направлений – политического и религиозного.

Кроме того, не стоит забывать о плане «перепрограммирования» грузинского общества, который до недавнего времени в стране стремились реализовывать западные НКО и фонды (фонд «Европа», центр Карнеги, «Train the messenger и др.). Их основными целями были «интеграция меньшинств и появление (создание) религиозных лидеров для борьбы с дискриминацией и стигматизацией через изучение институтов прав человека и международного гуманитарного права». Что из этого выйдет? Вряд ли что-то хорошее. И без того стабильно демонстрирующая отрицательный естественный прирост населения Грузия под влиянием «доброжелателей» встанет на путь не только культурного, но и буквально физического самоуничтожения. Поэтому, в данном случае, поддержка позиции премьера Кобахидзе, как и позиции Католикоса-Патриарха Илии II, опирающегося на ряд верных сторонников, – это не поддержка конкретной партии или группы иерархов. Это в первую очередь поддержка права Грузии на выживание и дальнейшее развитие.

С содроганием сердца наблюдая за политической борьбой внутри нашей страны, хочется пожелать лишь одного – мудрости и смелости всем тем, от кого зависят судьбы миллионов грузин. Никто и ничто не должно решать наши судьбы за нас. И в борьбе за здравый смысл, традицию, нашу идентичность, мы в первую очередь должны выбирать сердцем: ближе ли нам мнимая «свобода», обернутая в содомскую упаковку, или же великое наследие, завещанное нам нашими великими предками.

Заза Кобиашвили