Найти тему
Кот Спасения

Авиационная служба МЧС России: крылья спасения

Оглавление

Чрезвычайные ситуации в наше время могут иметь слишком большие масштабы, а так же могут произойти в труднодоступных местах, именно для этих целей 10 мая 1995 года было создано Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России это:

  • Свыше 2,5 тыс. высококвалифицированных специалистов;
  • Более 20 самолетов;
  • Более 60 вертолетов.

На данный момент на территории Российской федерации действуют следующие авиационно-спасательные центры МЧС России:

  1. Жуковский авиационно-спасательный МЧС России (МО, г.о. ЖУковский);
  2. Северо-Западный авиационно-спасательный центр МЧС России (г. Санкт-Петербург);
  3. Южный авиационно-спасательный центр МЧС России (Ростовская область);
  4. Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России (г. Красноярск);
  5. Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России (г. Хабаровск);
  6. Авиационно-спасательная компания МЧС России.

Немного о истории

Официально датой создания авиации МЧС России считается 10 мая 1995 года, однако фактически свою историю ведомство ведет с 1991 года, когда Указом Президента в подчинение ГКЧС России (Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) из состава Минобороны были переданы четыре отдельных вертолетных отряда. Уже тогда, с первых дней создания авиации МЧС, было очевидно, что для эффективного выполнения спасательных и гуманитарных миссий на обширной территории России необходимо иметь парк современной, специально оснащенной многофункциональной авиационной техники и отлично подготовленных специалистов.

Ни одна задача, связанная с оказанием помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций, не могла быть успешно решена без применения спасательной авиации. С тех пор началось планомерное строительство структуры авиации МЧС и обучение профессиональных спасателей.

Параллельно с накоплением бесценного опыта шла непрерывная работа - создание и отладка на практике новых авиационно-спасательных технологий, которые бы позволяли оперативно и с максимальной отдачей использовать авиацию при ликвидации последствий ЧС на территории России и за рубежом.

Самолет-амфибия БЕ-200. Один из первых самолетов принятых на вооружение МЧС России
Самолет-амфибия БЕ-200. Один из первых самолетов принятых на вооружение МЧС России

Спасательные операции с участием авиации МЧС России

Трудно перечислить все спасательные операции, в которых принимали участие подразделения авиации МЧС России. Вот только некоторые из них, которые требовали исключительного профессионализма и мужества спасателей:

  • ликвидация последствий землетрясения на Сахалине;
  • борьба со страшными по силе лесными и торфяными пожарами в Подмосковье;
  • ликвидация пожаров в Центральном федеральном округе, Сибири, на Дальнем Востоке и в Приморском крае;
  • тушение горящего отстойника нефтепродуктов в Волгограде;
  • ликвидация последствий катастрофических наводнений в Южном федеральном округе России и Республике Саха;
  • беспримерные гуманитарные операции в Чечне и Южной Осетии;
  • тушение сильнейших лесных пожаров в Хорватии, Греции, Франции;
  • ликвидация пожара на нефтехимическом комплексе после сильного землетрясения в Турции;

Кроме того, на счету авиации МЧС обеспечение безопасности проведения крупных международных массовых мероприятий, таких как Всемирная летняя универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи.

На счету МЧС России такие самолеты как ИЛ-76ТД, АН-74П, АН-148, АН-3Т, БК-200ЧС, ЯК-42Д и SSJ100-95LR, вертолеты BО-105, BK-117, КА-32А, МИ-8МТВ-1, МИ-26Т, а также беспилотники Supercam S-350, ZALA 421-22 и другие аппараты.

Основным предназначением Авиации МЧС России является постоянное обеспечение мобильности и эффективности действий общегосударственной чрезвычайной спасательной службы России.

Задачи авиационного комплекса МЧС России можно разделить на четыре основных направления:

  1. Выполнение патрульных и поисково-спасательных работ;
  2. Выполнение воздушных перевозок;
  3. Обеспечение управления и связи;
  4. Выполнение специальных видов работ;

Классифицировать Авиацию МЧС России можно на 4 группы:

  1. Многоцелевая авиация;
  2. Транспортная авиация;
  3. Поисково-спасательная авиация;
  4. Специальная авиация;

Многоцелевые ЛА – аппараты, способные выполнять разнородные задачи без изменения их конструктивной схемы. В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами – отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, Ка-226 западноевропейскими Во.105 и ВК-117, а так же самолетом Бе-200.

Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для перевозки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА). В свою очередь данную группу можно разделить на подгруппы:

  • Грузовые ЛА - транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техники с сопровождающим их персоналом.;
  • Транспортно-десантные ЛА - предназначены для выброски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.;
  • Пассажирские ЛА - самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки людей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями.;
  • Грузопассажирские ЛА - ыстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзеляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и узлы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъёмности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.;
Проведение поисково-спасательной операции в горной местности.
Проведение поисково-спасательной операции в горной местности.

Поисково-спасательные ЛА предназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также экипажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам поиска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тросами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.

Специального назначения могут быть:

  • Противопожарные летательные аппараты;
  • Летательные аппараты экстренной медицинской помощи;
  • Летательные управления и связи
  • Патрульно-разведывательные летательные аппараты;
  • Патрульные летательные аппараты;
  • Разведывательные летательные аппараты

Более подробно о классификации авиации МЧС России можете прочитать тут

Авиация несомненно играет большую роль в поиске и спасения пострадавших, обеспечения перевозки грузов и организации проведения работ при чрезвычайных ситуациях, они как птицы, они наши - крылья спасения.