Она родилась в семье колхозного чабана(пастух овец), в которой было 12 человек. И когда старший брат женился и привёл в дом свою жену, она была очень рада. Рада была, потому что невестка была чуть старше её, почти ровесница. И звали их одинаково, МарьЯ. На казахский манер с ударением на последний слог.
Они быстро сдружились, две шустрые, взбалмошные девченки.
Обе отлично держались в седле. Были такими "пацанками" того времени. В хорошем смысле слова.
Главная их обязанность была - пасти овец. Целый день в степи, рядом река и хороший скакун. А из еды выбор небольшой: вода, хлеб, сыр да сузбе(сушёный солоноватый творог в виде маленьких лепешечек).
Но вот старшие члены семьи стали беспокоится: у девченок после тяжёлого пастушьего дня пропал аппетит. Только чай попьют и идут отдыхать. Это говорило о серьезном недуге. Мать забила тревогу: "Девченки заболели".
А девченки в степи зря время не теряли. Поймают молодого барашка, забьют по всем правилам. Разделают у ручья. В солдатской каске на костре наварят царский шулюм и пируют целый день. Что не доедали, присыпали солью, заворачивали и закапывали в том месте, где костёр был. Так ночью ни один зверь не тронет мясо. Из дома только соль и хлеб брали. А вечером возвращались домой. Уставшие и без аппетита)
А потом старший брат стал замечать, что поголовье молодых овец потихоньку сокращается. Сопоставил всё и догадался. Но ругать не стал, только удивился смекалке и ловкости совсем юных девочек. А ещё не сказал никому, только попросил больше так не делать.
Было это в 50-х годах, и младшей Марье тогда было 13-14 лет. Это была моя бабушка.
Потом она вышла замуж. А в 17 у неё появилась первая дочь, моя мама. Брак у неё был счастливый, несмотря на то, что с женихом она познакомилась на своей импровизированной свадьбе))). Но это совсем другая история. Ее я изложу как-нибудь позже.