6,2K подписчиков

Героиня Джулианны Мур совратила подростка и нашла своё счастье в любви...

274 прочитали

"Май Декабрь" (реж. Тодд Хейнс, 2023)

Именно в этом, кажется, поначалу стараются убедить зрителей создатели очередного фильма-перевертыша, в котором всё не то, чем кажется, хотя на особую глубину и психологизм фильм не претендует (простите, претендует, просто я ее либо не увидела, либо не посчитала таковой).

На первый взгляд перед нами история любви, свободная от предрассудков и не убоявшаяся общественного мнения. Супруги Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) настолько нежно, уважительно и тепло относятся друг к другу, что многих в их окружении перестает заботить "странность" этой пары. Однако же есть и другие, кто никак не может забыть, с чего начинался этот союз.

"Май Декабрь", скриншот.
"Май Декабрь", скриншот.

Когда-то 36-летняя Грейси, примерная жена и мать, в подсобке зоо-магазина совратила 13-летнего Джо. Зачем ей это было нужно и на что конкретно она позарилась – вопросы, на которые лично у меня нет ответов. Я не нахожу оснований полагать, что зрелая женщина, безумно возбуждающаяся от вида ребенка, имеет крепкую и здоровую психику. Но яжпсихолог, я не психиатр и даже не психотерапевт, так что предпочту не погружаться в темы, в которых я не компетентна. В конце концов, Грейси никто не оправдывает: вещи называются своими именами, а героиня фильма отбывает срок в тюрьме (где и рожает первого ребенка от Джо).

Ну, расплатилась же женщина за свой асоциальный поступок? Расплатилась. Нечего теперь ей это всё припоминать. Прошло более 20 лет. Теперь уже Джо – 36, а сколько его благоверной – не сложно посчитать. То есть перед нами парень в самом расцвете лет и сил да откровенно отцветшая дама с подчеркнуто дряблой кожей. У пары трое детей, официально оформленный брак. Воркуют они аки голубки, хотя отчего-то очень уж напоминают мать с сыном.

Какое-то время перед зрителем еще мелькают транспаранты с призывами не вставать у Любви на пути. Мнение других, разница в возрасте, судимость.. божежмой, это такие мелочи, когда тут Любовь. Но чем больше мы наблюдаем за жизнью пары, тем больше начинаем замечать манипуляций со стороны Грейси...

"Май Декабрь", скриншот.
"Май Декабрь", скриншот.

Грейси та еще акула. Собственно, в самом начале фильма нас призывают не заблуждаться на ее счет. Одна из ее знакомых говорит:

– Она всегда знает, чего хочет. И не стыдится этого.

Может, и Джо просто попал когда-то под это определение? Ладно, совратить парня было несложно, но на чем потом держались их отношения?

  • Сначала на клятвенных заверениях Грейси в том, что это и есть настоящая Любовь, которая всем закроет рот и всё преодолеет.
  • На жалости. Грейси часто плачет, я бы даже сказала рыдает – естественно на плече молодого мужа. Она старательно изображает жертву. С финансами у них так-сяк, Грейси зарабатывает тем, что печет торты на заказ, но всем понятно, что заказы ей делают из жалости, чтобы поддержать морально и материально.

Но не стоит обманываться насчет "жертвенной" позиции Грейси. Она ведь только играет в жертву, а в действительности – гнобит Джо, давит на него, причем очень неизящно и грубо.

  • На грузе ответственности и чувстве вины. Грейси взваливает на парня всю ответственность за их отношения, за когда-то принятые решения. Она как бы говорит: "Я-то тут ни при чем, я бедная жертва любви, а вот ты... ты во всем виноват. Это ты решил, что мы будем вместе. Ты решил, потому что ты сильный, ты – главный". В диалоге между Грейси и Джо это послание прозвучало так:
– А, может, я не был готов принимать такие судьбоносные решения?.. А вдруг я был слишком юн?
– Ты соблазнил меня!
– Да мне тогда лет-то было...
– Не важно!.. Плевать, сколько тебе было! Кто был главный? Кто был босс? Кто был главный? Кто был главный!?
"Май Декабрь", скриншот.
"Май Декабрь", скриншот.

Любовь предполагает Близость, а в отношениях между Джо и Грейси близость если и была, то исключительно в физиологическом смысле слова. В любом другом смысле слова там вместо Близости сплошные игры и манипуляции.

Заверения в любви блёкнут еще сильнее на фоне того, что Джо начинает проявлять вполне здоровый интерес к женщинам своего возраста. Он регулярно общается с подругой по телефону, а потом и вовсе изменяет своей жене прямо на полу с Элизабет, героиней Натали Портман. Лично у меня сложилось впечатление, что рано или поздно (а, вероятнее всего, очень скоро) повзрослевший мальчик выпорхнет из этой клетки – совсем как бабочки, которых он разводит, чтобы сохранить их популяцию...

А Грейси останется одна. Если, конечно, не придумает новую игру и не найдет более сильные рычаги воздействия.

"Май Декабрь", скриншот.
"Май Декабрь", скриншот.

В фильме Грейси жесткая, целеустремленная, бескомпромиссная женщина... или просто задумывалась таковой. Но на мой вкус, ее манипуляции слишком откровенны и примитивны. Не заметить их мог разве что подросток.

Но сейчас он, кажется, повзрослел – достаточно для того, чтобы понять: если тебя берут на жалость или пытаются повесить на тебя вину, ответственность и решения за всё на свете, а особенно за испорченную жизнь, если тебе трубят "ты же сильный, ты же главный", просто выходи из таких отношений и не мучайся.

P.S. Мне встречались рецензии на этот фильм, общий пафос которых сводился к тому, что Джо и Грейси молодчинки, бросают вызов обществу и могут позволить себе не зависеть от мнения окружающих, а вот героиня Натали Портман приперлась и всё испортила. Ну... возможно, я как-нибудь попробую посмотреть на фильм и под этим углом, но явно не в этот раз. Зато точно отдельно опишу сцену с дочерью Джо и Грейси, в которой можно наблюдать явную и банальную провокацию-манипуляцию.

Фильм "Май Декабрь" упоминается и в этой статье: