"Май Декабрь" (реж. Тодд Хейнс, 2023)
Именно в этом, кажется, поначалу стараются убедить зрителей создатели очередного фильма-перевертыша, в котором всё не то, чем кажется, хотя на особую глубину и психологизм фильм не претендует (простите, претендует, просто я ее либо не увидела, либо не посчитала таковой).
На первый взгляд перед нами история любви, свободная от предрассудков и не убоявшаяся общественного мнения. Супруги Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) настолько нежно, уважительно и тепло относятся друг к другу, что многих в их окружении перестает заботить "странность" этой пары. Однако же есть и другие, кто никак не может забыть, с чего начинался этот союз.
Когда-то 36-летняя Грейси, примерная жена и мать, в подсобке зоо-магазина совратила 13-летнего Джо. Зачем ей это было нужно и на что конкретно она позарилась – вопросы, на которые лично у меня нет ответов. Я не нахожу оснований полагать, что зрелая женщина, безумно возбуждающаяся от вида ребенка, имеет крепкую и здоровую психику. Но яжпсихолог, я не психиатр и даже не психотерапевт, так что предпочту не погружаться в темы, в которых я не компетентна. В конце концов, Грейси никто не оправдывает: вещи называются своими именами, а героиня фильма отбывает срок в тюрьме (где и рожает первого ребенка от Джо).
Ну, расплатилась же женщина за свой асоциальный поступок? Расплатилась. Нечего теперь ей это всё припоминать. Прошло более 20 лет. Теперь уже Джо – 36, а сколько его благоверной – не сложно посчитать. То есть перед нами парень в самом расцвете лет и сил да откровенно отцветшая дама с подчеркнуто дряблой кожей. У пары трое детей, официально оформленный брак. Воркуют они аки голубки, хотя отчего-то очень уж напоминают мать с сыном.
Какое-то время перед зрителем еще мелькают транспаранты с призывами не вставать у Любви на пути. Мнение других, разница в возрасте, судимость.. божежмой, это такие мелочи, когда тут Любовь. Но чем больше мы наблюдаем за жизнью пары, тем больше начинаем замечать манипуляций со стороны Грейси...
Грейси та еще акула. Собственно, в самом начале фильма нас призывают не заблуждаться на ее счет. Одна из ее знакомых говорит:
– Она всегда знает, чего хочет. И не стыдится этого.
Может, и Джо просто попал когда-то под это определение? Ладно, совратить парня было несложно, но на чем потом держались их отношения?
- Сначала на клятвенных заверениях Грейси в том, что это и есть настоящая Любовь, которая всем закроет рот и всё преодолеет.
- На жалости. Грейси часто плачет, я бы даже сказала рыдает – естественно на плече молодого мужа. Она старательно изображает жертву. С финансами у них так-сяк, Грейси зарабатывает тем, что печет торты на заказ, но всем понятно, что заказы ей делают из жалости, чтобы поддержать морально и материально.
Но не стоит обманываться насчет "жертвенной" позиции Грейси. Она ведь только играет в жертву, а в действительности – гнобит Джо, давит на него, причем очень неизящно и грубо.
- На грузе ответственности и чувстве вины. Грейси взваливает на парня всю ответственность за их отношения, за когда-то принятые решения. Она как бы говорит: "Я-то тут ни при чем, я бедная жертва любви, а вот ты... ты во всем виноват. Это ты решил, что мы будем вместе. Ты решил, потому что ты сильный, ты – главный". В диалоге между Грейси и Джо это послание прозвучало так:
– А, может, я не был готов принимать такие судьбоносные решения?.. А вдруг я был слишком юн?
– Ты соблазнил меня!
– Да мне тогда лет-то было...
– Не важно!.. Плевать, сколько тебе было! Кто был главный? Кто был босс? Кто был главный? Кто был главный!?
Любовь предполагает Близость, а в отношениях между Джо и Грейси близость если и была, то исключительно в физиологическом смысле слова. В любом другом смысле слова там вместо Близости сплошные игры и манипуляции.
Заверения в любви блёкнут еще сильнее на фоне того, что Джо начинает проявлять вполне здоровый интерес к женщинам своего возраста. Он регулярно общается с подругой по телефону, а потом и вовсе изменяет своей жене прямо на полу с Элизабет, героиней Натали Портман. Лично у меня сложилось впечатление, что рано или поздно (а, вероятнее всего, очень скоро) повзрослевший мальчик выпорхнет из этой клетки – совсем как бабочки, которых он разводит, чтобы сохранить их популяцию...
А Грейси останется одна. Если, конечно, не придумает новую игру и не найдет более сильные рычаги воздействия.
В фильме Грейси жесткая, целеустремленная, бескомпромиссная женщина... или просто задумывалась таковой. Но на мой вкус, ее манипуляции слишком откровенны и примитивны. Не заметить их мог разве что подросток.
Но сейчас он, кажется, повзрослел – достаточно для того, чтобы понять: если тебя берут на жалость или пытаются повесить на тебя вину, ответственность и решения за всё на свете, а особенно за испорченную жизнь, если тебе трубят "ты же сильный, ты же главный", просто выходи из таких отношений и не мучайся.
P.S. Мне встречались рецензии на этот фильм, общий пафос которых сводился к тому, что Джо и Грейси молодчинки, бросают вызов обществу и могут позволить себе не зависеть от мнения окружающих, а вот героиня Натали Портман приперлась и всё испортила. Ну... возможно, я как-нибудь попробую посмотреть на фильм и под этим углом, но явно не в этот раз. Зато точно отдельно опишу сцену с дочерью Джо и Грейси, в которой можно наблюдать явную и банальную провокацию-манипуляцию.
Фильм "Май Декабрь" упоминается и в этой статье: