Думаю: - Господи, я Тальцы распробовала только с экскурсоводом Викторией Леонидовной Зверевой. До этого я в них без толку ездила всю жизнь, потом проходила русскоязычные курсы, англоязычные курсы, я зубрила слеги, охлупени и курицы, амбары и приказные избы. Родная школа вывозила меня молоть зерно на крупорушке, чтобы воспитать во мне трудолюбивого крестьянина... но только сейчас я что-то начала понимать (всё, пора!), и сегодня на обратном пути я её честно воспроизводила, ибо понимала, что детям сегодня наверняка вещали что-то в духе "волостное село. усадьба малодворка. крестьянский быт. девятнадцатый век", а дети такие мысленно: "а-а-а, скучна-а-а-а!".
И вот я честно пересказываю Викторию: - дети... почему нет у лыж палок? Вот представьте, что вы идёте на охоту: на ногах валенки, на них у нас лыжи... в руках у вас палки, за спиной горбовик. Вы идёте на охоту, значит, у вас в руках что?
-Автомат! - сообщает мне барышня по имени Саша.
-Почти, - говорю. - Ружьё. А наверху, на дереве, сидит рысь и думает: - "Охотник. Вкусный". А потом она прыгает на вас. И вы падаете лицом в снег, барахтаетесь с этими палками, ружьё стреляет вам в ногу...
-Палки лишние! - вопят дети.
-Правильно. Не берём палки. Берём лыжи на меху.
Вечером я читала с домашней Агатой "Маугли" и после её вопроса:
-А Каа съел всех обезьян? Или половину? - начала хохотать, закрыв лицо книгой.
-Всех, - говорю.
-А как они в него влезли?
-Нет, не всех, - вытираю слёзы. - Тогда бы обезьян в джунглях не осталось... половину, конечно, половину.
Но почему-то эта малышка с автоматом на лыжах и вечерняя Агата с удавом, который съел ПОЛОВИНУ обезьян, у меня слились в один долгий и счастливый осенний день, в котором было много природы, охоты и приключений!
Стоило оставить "своих" детей, как подошли чужие. Два юных гражданина четырёх и пяти лет. Со смузями в руках.
-Что это?
-Это? - я смутилась. - Уточку, вот, нашла в траве... потерял кто-то. Решила, что поставлю её здесь - заберёт какой-нибудь ребёнок.
-Про уточку всё понятно. Про вот эти штуки, расскажите, пожалуйста, - показывают на ходули.
Рассказала, показала и говорю: - Со смузями в руках это неудобно делать.
-У нас молочные коктейли. Мы их оставим. И будем ходить на ходулях.
Оставила детей и поспешила прочь, ссутуливсь, опасаясь окрика: - Девушка! Где ваша аккредитация? Почему вы что-то рассказываете в музее? - я этого окрика уже и в городе Иркутске инстинктивно жду, ибо завела дурную привычку постоянно собирать вокруг себя группки людей и вещать.
Одна дама так и сказала: - Девушка, раз вы всем подробно так рассказываете дорогу, то и мне погадайте (зачёркнуто) расскажите, как бы клинику на Советской найти...
Дети у меня сегодня были тише воды, ниже травы, ибо шестой класс. Где посадил - там сидят. Зато родители шептались в атобусе, и я моя поднятая бровь им была как-то... не производит она на взрослых вообще никакого впечатления. Дети же слушали, иногда поднимали руки и делали дополнения.
В трактире детский бизнес-ланч задержали на восемь минут, и я просто велела им разобрать вилки-ножки и пить пустой чай.
Пошутила, что сейчас будет игра "зарежь друга пластмассовым ножом", но подростки, к счастью, придумали игру "размешай чай ножом и вилкой". Так мы сидели и ждали пюрешек с сосиской. Погода была славная, а то я не люблю, когда проливной дождь, и у них это пюре и сосиска плавают в дождевой воде...
За эти восемь минут взрослые туристы бы извелись уже все, исцокались языками, а потом решили бы дружно писать в ООН. Честно.
Короче, все уже поняли, что Тальцы благословенны и нынче и присно, и вовеки веков, аминь.
Забавно, что я весной туда ездила, когда всё робко зацветало и просыпалось, а сейчас, значит, цветёт и буйствует осенью, чтобы опять заснуть:
Рыбы передают вам привет из Тальцов и желают хороших и познавательных отпусков! Не забывайте подписываться на канал!..