Найти тему
Наука и фантастика

"Солнечный ветер" Леонида Зволинского: музыка о космосе

Леонид Зволинский - наш современник и, по нынешним меркам, совсем еще молодой композитор: в 2014 году он закончил Московскую консерваторию, в 2017 переехал в Японию, где стажировался в Токийском университете искусств, а сейчас обучается там же в магистратуре и занимается научными исследованиями, связанными с восприятием звука и искажениями этого восприятия в композиторской практике.

Леонид Зволинский. Скриншот.
Леонид Зволинский. Скриншот.

В своем творчестве он сочетает звучание акустических инструментов с электроникой и сам выступает как музыкант широкого профиля: пианист, дирижер, исполнитель на разных инструментах, включая японскую флейту - сякухати, на которой играет на свой лад, изобретая необычные приемы.

Мы не были знакомы в период его обучения в консерватории (я тогда еще не вела курс истории музыки у композиторов), и Леонид связался со мной через одну соцсеть, где я общаюсь с людьми на разные темы, в том числе и даю ссылки на статьи из этого блога. Музыканты обычно не сильно интересуются космосом, но в данном случае мы совпали. Точкой пересечения оказалась музыка, в которой композиторы используют данные астрономии и по-своему моделируют происходящие в космосе процессы.

"Солнечный ветер"

Леонид прислал мне свое сочинение для фортепиано и электроники - "Солнечный ветер", созданное в 2022 году.

Название нужно понимать не поэтически-метафорически, а вполне буквально. Солнечный ветер - это, как известно, поток ионизированных частиц, разлетающихся от солнечной короны во все края нашей системы.

Зонд "Паркер" на фоне Солнца.
Зонд "Паркер" на фоне Солнца.

Недавние мощные вспышки на Солнце привели к появлению северного сияния в тех широтах на Земле, где оно никогда ранее не наблюдалось.

Процитирую авторскую аннотацию к произведению:

"В данной композиции концентрация солнечного ветра передана структурами ритмов и звуковысот в партии фортепиано, а так же силой и плотностью партии электроники. Из данных с сайта NASA были получены числовые ряды расстояний от каждой планеты до Солнца, на основе которых строится вся звуковысотная и ритмическая составляющие у фортепиано. Карликовые планеты отражены репетициями на одной ноте, а каждой большой планете соответствует свой квази-модальный звуковысотный комплекс, который был выведен из числа расстояния от конкретной планеты до Солнца. При этом и ритм, и звуковысотность подчиняются общему правилу интерпретации чисел. Быстрое глиссандо означает переход к следующей планете. По мере приближения к завершению пьесы параллельно происходит несколько процессов: повышение регистра, уплотнение фактуры и усиление партии электроники. Таким образом слушателю за 4 минуты предлагается пройти метафорическое числовое путешествие от самой далёкой карликовой планеты Эриды до Солнца."

Перевожу с композиторского и музыковедческого "птичьего" языка на общечеловеческий.

1. Основа - числовые ряды, выражающие расстояние от каждого космического объекта до Солнца в км (взяты с сайта NASA). Движение идет от наиболее отдаленного избранного объекта (Эрида) к Солнцу (оно появляется в конце и воплощено только электронными средствами).

2. Репетиции - это повторения звука на одинаковой высоте, ряд "точек". В начале пьесы это фа-диез в басовом регистре фортепиано. Как бы "позывные" планеты (чем она меньше, тем они проще).

3. Настоящие планеты Солнечной системы характеризуются более сложными звуковыми комплексами, отнюдь не произвольными, а тоже выведенными из числовых закономерностей.

4. "Перелёты" от объекта к объекту выражены старым добрым приемом глиссандо - скольжением по клавишам от одной точки до другой. В приведенном ниже примере "предельное глиссандо" обозначено на последней системе.

Примечательно, что для записи музыки композитор пользуется самыми обычными обозначениями, которые легко прочитает любой музыкант и даже любитель, знакомый с музыкальной грамотой.

Начало пьесы выглядит так. Над первой же строчкой мы видим название первого объекта - Эрида, и расстояние от нее до Солнца; над четвертой - название Макемаке и соответственные цифры. Справа - точный хронометраж сочинения.

Нотный пример. Предоставлен Л. Зволинским.
Нотный пример. Предоставлен Л. Зволинским.

А окончание пьесы со звонкими фразами Меркурия и заключительным электронным "соло" Солнца - вот так.

Предоставлено Л. Зволинским.
Предоставлено Л. Зволинским.

"Солнечный ветер" можно послушать и даже посмотреть - он записан в Токийском университете искусств в исполнении пианистки Hyun-Mook Lim и автора (электроника).

Мне музыка Леонида Зволинского очень нравится (и не только "Солнечный ветер"). Послушайте, вдруг и у вас она найдет отклик.