Спекталь невероятной глубины, проникновения в текст А.С. Пушкина и воздействия на зрителей. Анализировать его детально невозможно, да и не нужно. Я расскажу только о главных лейтмотивах спектакля.
Римас Туминас не идет по тексту романа, но берет и проводит через весь спектакль идею жизни как праздника, но праздника короткого. Не случайно радость и смерть будут все время сменять друг друга или совпадать.
Как например, в веселом празднике именин режиссер создает трагический подтекст, который предвещает смерть Ленского. Выступления девушек прерываются тоскливыми щемящими звуками, как в пьесах Чехова.
Тонкая грань между смертью и жизнью выражена и через огромное колеблющееся зеркало. Мы видим события и здесь, и в зазеркалье, будто отпечатанными на стекле вечности.
В спектакле много уходов. Трогательна смерть Ларина, который не сразу понял, что с ним происходит и почему так скоро. Он даже пытается задержать свой уход. Мотив смерти звучит и в голосе великого актера И.М.Смоктуновского, которого давно нет в живых.
Смерть молодого Ленского вызывает невероятное сострадание. Он обречен судьбой еще до выстрела, и это выражено в том, как его грубо раздевают и торопят секунданты. И еще их топот! Они и снег утаптывают, и ритм отбивают. А на самом деле это стремительно уходит время. А потом на сцену врывается буря, усиливая трагизм и быстротечность происходящего.
Саундтрек в этой сцене включает и свист ветра, и ржание коней, запряженных в сани. Эта деталь из текста романа. Животные острее, чем человек, воспринимают смерть:
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
И вот этот ритм времени, который задан в спектакле, точно услышан Туминасом в романе: кони « полетели как стрела», Онегин «летит на почтовых», «на бал помчался наш проказник», « Ленский в свое поместье прискакал», и , конечно, « гонимы вешними лучами…». И Туминас уловил и воплотил этот бег времени разными средствами: пластически, в том, как задает темп танцмейстер ( Людмила Максакова), в том, как сменяются времена года, в том, как движутся в такт музыки герои романа: выходы девушек, выходы Онегиных, Онегина и Ленского. Весь спектакль - это пластический танец на сцене жизни про время, про то, как жизнь коротка. Не случайно и то, что спектакль начинает таинственная героиня ( репетитор в танцклассе) в блестящем исполнении Людмилы Максаковой, которая как рапорядительница на балу жизни задает с самого начала ритм времени. В дальнейшем он будет сбиваться, ускоряться, но постоянно поддерживаться. Это акцент спектакля. И, конечно, сама музыка как бы подхлестывает события и держит темп. Он невероятно завораживает и вовлекает в гущу событий. Все происходящее на сцене подчинено ритму времени, и мы тоже чувствуем его ход.
Время быстротечно, и жизнь коротка, но она - праздник! Это одно из самых прекрасных откровений гения:
Блажен, кто праздник Жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел Её романа.
И жизнь еще и роман, который наполнен и значительными событиями, и маленькими, и смешным, и трагическим. Туминас этот праздник жизни передает сценически: через хор девушек, которые воплощают красоту и многоголосье жизни.
Через трогательную любовь Ленского и Ольги, с ее детской и открытой душой (здесь Туминас поменял характер героини). У них своя мелодия любви: « В лунном сиянье снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Колокольчик звенит, Этот звон, этот звон О любви говорит.» Они смеются и шалят как дети, не понимая, что «судьба уже стучится в дверь».
А одновременно с этим на сцене все время присутствует напоминание о смерти: черное зеркало и Дама- распорядительница бала в черном и с жезлом.
Через весь спектакль проходит лейтмотив жизни как бокала полного вина, чаши радостей и страданий. Обыгран этот мотив совершенно по-разному. Онегин выпивает три кувшинчика с вином при первом знакомстве, и зал смеется.
Но сцена имеет и другое прочтение. Вино - это символ крови Христа. И пьет он не только вино, но и жизнь свою. И он еще не знает о том, что ему предстоит испить. Все персонажи, даже зайчик, на протяжении спектакля поднимают бокалы, обращаясь в зал, показывая, что мы все причастники на пиру жизни, но недолгом. В этом ряду знаковых образов и кисть винограда, и банка варенья, и бутылки в руках гусара - рассказчика. Это жизнь, которая нам дана в бокале, полном вина. Какой же силы этот образ! И Римас Туминас блестяще выразил эту метафору жизни.
С этой метафоры и начинается спектакль. И Пушкин нам говорит, что жизнь - это дар и «блажен, кто смолоду был молод», потому что она коротка. А человек не мудр, и ему не нужны пророки: «И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет, Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит?». Человек ищет пользы в поэзии и в жизни, а не откровения. А жизнь коротка! И многие откровения приходят слишком поздно. Это тоже прекрасно выразил Пушкин в своей исповеди, в своих лирических отступлениях, а в спектакле в исповедях двойников Онегина и рассказчика.
Пушкин нас проводит по жизни Онегина и по своей. Он писал роман целых 7 лет и показал человека в момент взросления и зрелости. Отсюда и два Онегина, и основную линию в спектакле ведет уже зрелый Онегин, переживший потерю друга. Он с горечью проживает еще раз свою жизнь, которую не повернешь вспять и не исправишь.
А всем правит Судьба. Тема античного рока тоже лейтмотив спектакля. Судьба предстает в разных ипостасях: и как Дама с жезлом, она же проводник душ в другой мир. Саундтрек спектакля тоже насыщен акцентами. У него есть главная тема, повторяющаяся мелодия, которая обрушивается на героев как внезапное откровение, как акцент на судьбоносном событии. Например, первая сцена объяснения Онегина с Татьяной завершается этим крещендо и блужданием героини по сцене со скамейкой как с крестом, который она обречена нести.
Судьба может явиться к охотнику ( и к нам) и в образе милого зайчика и смутить дух, а может явиться в виде Онегина-медведя и стать кошмаром всей жизни, как это произошло с Татьяной.
После последнего объяснения с Онегиным героиня берет жезл у Дамы в черном. Она, по сути, отказывается от жизни и становится следующим танцмейстером на балу жизни. Татьяна теперь будет поддерживать ритм жизни, не меняя ничего в своей судьбе.
Римас Туминас показал силу страсти, которая может завладеть душой человека на всю жизнь. Сцена, когда Татьяна мечется по своей кровати, передает неуправляемость и демонизм этого чувства. Кровать (ложе рождения и смерти), скамейка, кресло - это предметы, которые тоже приобретают символическое значение. Поэтому героиня по ходу романа появляется на сцене то таща за собой кровать, то скамейку, то кресло.
Эти предметы обладают тяжестью бремени, судьбы и выбора. Жизнь не сентиментальный сироп, как в романах Ричардсона. Она есть тайна!
Блажен, кто не дочел ее романа, кто не испил всей чаши страданий! Поэтому всех причастников жалко. Жизнь коротка!
Римасу Туминасу удалось выразить сценически самые важные темы романа, передать стихийность, загадочность, трагизм и блаженство жизни, ее романную суть и темпоритм, и, конечно, «Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.»
Я хочу закончить свой набросок словами самого Римаса Туминаса: «Я пытался разрушить стереотипы, стремился к полифоничности, музыкальности, эмоциям, при этом хотелось избежать выспренности и ложной лиричности».