Издание Axios опубликовало статью под громким названием «Венесуэла становится первой страной на Американских континентах, потерявшей все ледники».
Практически растаял ледник Гумбольдта, он же Ла Корона на главной вершине страны в штате Мерида.
Кубинцы, белизцы и панамцы наверняка удивились заголовку – они-то потеряли свои ледники десятки тысяч лет назад, когда Axios'а не было и в помине.
Но правда состоит в том, что многострадальная Венесуэла действительно стала первым государством в Западном полушарии, на территории которого ледники были ещё совсем недавно – а теперь их нет.
Причина – потепление. Можно спорить до кулаков о его природе (антропогенная она или нет), но Земля теплеет с огромной по геологическим меркам скоростью. 2,5 миллиарда лет назад закончился архей. 539 миллионов лет назад начался кембрий. 250 миллионов лет назад планету сотрясло пермское вымирание. 10 лет назад в горах Венесуэлы были ледники.
Уточню термины. Поскольку Венесуэле под сокрушительными санкциями сейчас немного не до экологических программ, ситуацию контролируют с американских спутников-шпионов. По классификации соответствующих служб США, ледник – это круглогодичная ледяная поверхность площадью порядка 25 акров, то есть 10 гектаров (квадрат со стороной 320 метров).
Так вот, таких очагов оледенения в Боливарианской республике больше нет.
Те же самые процессы, друзья, происходят по всему миру, включая Россию. Да, есть плюсы: растает Северный морской путь, в тайге будут цвести ананасы или хотя бы расти картофель (на самом деле, не сразу – формирование плодородного слоя почвы растягивается на десятилетия).
Но самая актуальная наша проблема связана не столько с ледниками, сколько с таянием вечной мерзлоты, на которой ещё недавно стояло 60 % территории России (не завидуйте, венесуэльцы!). Все населённые пункты на бывшей мерзлоте – зона повышенной опасности, и наш долг – защитить всех тех, кто долгие годы трудился в неблагоприятных условиях, которые внезапно стали «благоприятными», а на деле опасными для людей.
О пальмах в Якутии помечтаем позже. Давайте сначала подумаем о людях, испокон веков живущих на склонах далёких Анд – о воде, энергии, питании, биоразнообразии. Их проблемы – урок для нас, северных людей. Надо при необходимости помочь нашим венесуэльским друзьям и внимательно следить за собственными экосистемами.
Человек как вид намного более уязвим, чем многим кажется.