Удивительную историю строительства главного храма России рассказывает «В стране».
Посвященный победе в Отечественной войне 1812 года храм должен был стоять в Москве не на Волхонке, а на Воробьевых горах. Собственно, именно там 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, произошла торжественная закладка храма в присутствии императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны.
Но в 1825 году, после восшествия на престол Николая I, строительство на Воробьевых горах было остановлено. По официальной версии — из-за ненадежности тамошних почв. К тому моменту на строительство так и не построенного храма уже была потрачена внушительная сумма — 4 млн рублей, а для доставки каменных стройматериалов на Воробьевы горы даже были соединены Москва-река и Волга.
Руководил строительством на Воробьевых горах архитектор проекта — масон и лютеранин Карл Магнус (в России был известен как Александр) Витберг. Когда он представил свой проект Александру I в 1814 году, тот был в восторге. По воспоминаниям современников, император расщедрился на комплименты и заявил Витбергу, что тот «заставил камни говорить».
Николай I, очевидно, восторга старшего брата не разделял. Придя к власти, он велел разобраться с дорогостоящим и медленным строительством на Воробьевых горах. Витберг был сослан в Вятку, а его имущество конфисковано. Фактически архитектора обвинили в растратах, хотя историки считают, что он тратил деньги не по злому умыслу, а из-за неумения общаться с прорабами.
В 1831 году Николай I назначил для строительства храма нового архитектора — Константина Тона. Его-то проект, выполненный в русско-византийском стиле, мы и лицезреем на берегу Москвы-реки и по сей день.